Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

КУЗНЕЦОВ Николай Дмитриевич (1923 – 1974)
К 85-летию со дня рождения художника
 
Трудно найти более «казанского» художника, чем Николай Дмитриевич. Воспитанника знаменитого фешинского «гнезда» – Казанского художественного училища – знают не понаслышке в обеих столицах российского искусства. Когда мне довелось познакомиться на одном из вернисажей в Москве с братьями Ткачевыми, легендарными московскими живописцами, определившими своим творчеством целый пласт развития отечественного искусства, я, неожиданно для себя, услышал целый панегирик во славу Кузнецова. Сегодня это больше исключение, чем правило: живописцы предпочитают рассказать всё о себе и ничего о других. «Случай Кузнецова» особый. Его редкий сплав природного таланта и приобретенного мастерства поражает. Художники поймут сразу: трудно найти баланс между невесомостью и тяготением, стихией выдуманного и мерой условного, процессом наблюдения и практикой отображения. Кузнецов освоил эту науку блестяще. Насколько ему позволял это сделать его собственный мир, и мир его окружающий.
Позитивный строй его картин – возможно, один из самых драгоценных опытов казанских живописцев ХХ века. Художник управляет светом и цветом так, что даже самые сумрачные дворы Суконки вызывают добрую улыбку ностальгирующих казанцев, запомнивших облик города эпохи пред-миллениума. Парадоксально, - спустя почти 40 лет Кузнецов шлет нам привет из Казани, которой мы больше не увидим никогда. Это не хорошо и не плохо, это просто данность, дарованная нам как способ познать меняющийся город, с которым изменяемся и мы: стареем и молодеем, брюзжим по поводу потерь или салютуем новациям. Город-сказка, город-фантом, город во всех его проявлениях и состояниях осмыслен Кузнецовым в непрерывном калейдоскопе меняющихся образов.  И преподнесен зрителям уже в ином – поэтическом - контексте.
Степень узнаваемости может быть «плавающей» категорией. Когда речь идет о фотографии или фотографической реальности в живописи, - это одно, когда художник предлагает игру воображения – это другое. Кузнецов выступает не просто как инспиратор игры, он – наш играющий тренер. И, если случится, что во множестве мазков вы не сможете распознать силуэты Шамовской Больницы на Второй Горе или Старообрядческой церкви на Свердлова, наверняка вам понадобится следующий тест – что за милые сердцу объекты «ветхого жилья» расположены перед Спасской Башней Кремля?
Своими картинами Кузнецову удалось реабилитировать Импрессионизм в стране, художественной религией которой был социалистический реализм. Руанские соборы Клода Моне ожили на берегах Казанки, желтизна осенней поры Камиля Писсарро – в скверике Тукая, а мосты и крыши Парижа стали неотъемлемыми признаками казанского недавнего прошлого. Сделано это пронзительно и тонко, без фальши и имитаций, без идеологии и заказа. Просто и с достоинством, как это может сделать человек своего времени и своего города.
 

Ильдар Галеев



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50