Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

«Московские новости»
15 июля 2011, 15:42
 
Пророк в своем отечестве

Галеев-галерея открыла творчество Юрия Великанова

"Своим творчеством Юрий Великанов предвосхитил тот образ живописной культуры, что станет неприкосновенным запасом для поколения семидесятых"

Юрий Великанов прожил всего тридцать лет. Родился в 1904-м. Скончался от туберкулеза в 1934-м. Его имя почти неизвестно даже специалистам. Благодаря энергии галериста Ильдара Галеева художник возвращен в контекст истории российского искусства.
Выставка помогает понять главное: Юрий Великанов воплощает собой идеальный образ художника — великого ученика, чуткого ко многим тенденциям мирового искусства.

Родился мастер в Одессе. Сперва учился в знаменитой художественной школе Юлия Бершадского. После переезда семьи в Петроград Юрий Великанов поступил в училище барона Штиглица на отделение росписи посуды. С 1926 года художник занимается в мастерской известных художников Дмитрия Митрохина и Елизаветы Кругликовой. Дружит с мирискусниками и мастерами, близкими этому направлению: Рудаковым, Тырсой, Конашевичем… Свое призвание он нашел в станковой графике, которой и занимался на протяжении отпущенного ему слишком короткого срока. В 1926 году Великанов поступает в Академию художеств, а уже в 1929 году он из нее отчислен с формулировкой: «общественной ценности для вуза не представляет, замкнутый индивидуалист — не общественник».

Действительно, с позиций классовой борьбы и артманифестов творчество Юрия Великанова несравнимо ни с конструктивистами, ни с соцреалистами. У него был свой путь, путь синтеза великой пластической традиции, от русского Средневековья и западноевропейского Ренессанса через барокко и классицизм к формотворчеству мастеров новейших течений российского искусства 20-х годов.

Восхищает то, как художник работает с пространством и цветом. В литографических видах Ленинграда явственно ощутимо парадное воздвижение пространства, мощь которого резонирует со стилем великого графика XVIII столетия Джованни Баттиста Пиранези. В портретной технике виден диалог и с мастерами итальянского маньеризма и с неоклассиками XX столетия: Шухаевым, Григорьевым, Яковлевым. В пейзажах залитые солнцем луга, влажные небеса и точеные силуэты древесных крон отлично общаются с искусством Николая Крымова.

Много аллюзий, вереница ассоциаций. При всем при том ни в коем случае мастера нельзя обвинить в эклектике. Считаю, что своим творчеством он предвосхитил тот образ живописной культуры, что станет неприкосновенным запасом для поколения семидесятых. Имею в виду тех, кто бескорыстно и истово влюблен в великую пластическую традицию прошлого. Не нонконформисты, не заумники-концептуалисты, а те, кто жил и живет в добросердечном общении с культурой Большого Музея — архива памяти искусства. В принципе это образ художника-анахорета, ставший символом поколения Дмитрия Жилинского, Николая Андронова, Олега Павлова, Александра Тихомирова… В стилистическом плане творчество Юрия Великанова возможно вписывается в парадигму постмодерна, в котором цитации и аллюзии определяют контуры языка. Однако этот постмодернизм имеет мало общего с усталым цинизмом левых интеллектуалов Запада. Это именно советский вариант интеллигентного эскапизма, когда к великой культуре приникали «не от нечего делать», а в попытке сохранить себя. Вспомним «Зеркало» Тарковского и мальчика, листающего альбом с иконами Рублева…

 Сергей Хачатуров
 



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50