Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

«ИТОГИ» N 48, 29 НОЯБРЯ 2007
 

Петербургский Матисс

Выставка Николая Тырсы в Галеев-Галерее

Николай Андреевич Тырса - один из тех замечательных питерских художников, которым наша детская литература обязана по гроб жизни. Николай Тырса, Владимир Лебедев, Николай Лапшин, Владимир Конашевич и ряд других замечательных художников рисовали иллюстрации к рассказам Бианки и Житкова, стихам Маршака, повестям Каверина, Шкловского, Белых и Пантелеева, прозе Горького, оформляли детские журналы "Еж", "Новый Робинзон", выходившие с середины 1920-х годов в Ленинграде. Фактически именно они создали тот образ детских книг, на которых выросли наши папы и мамы, а у некоторых - уже бабушки и дедушки. Позже оказалось, что можно говорить не только об изящном оформлении книжек, но и о том, что Детгизовская группа (так называли этих художников) представляла "вполне самостоятельное, хотя и подспудное, незамеченное современниками творческое течение". Сами художники, впрочем, заботились лишь об одном - чтобы было "побольше искусства". Как заметил Тырса на обсуждении журнала "Чиж" в 1938 году: "Прежде всего нужно заботиться о том, чтобы там было искусство, потому что если там его не будет, то ничего не будет".
Кто-то, возможно, подумает, что эта забота - вид эскапизма. Этакая игра в бисер в разгар террора. Те, кто так считает, путают времена. В 1930-е, к примеру, иллюстрации Владимира Лебедева к сборнику Маршака "Сказки, песни, загадки" стали предметом жесточайшей критики в ЦК ВЛКСМ, а потом и в редакционной статье "О художниках-пачкунах" в "Правде". Тогда, кстати, Николай Тырса, и бородой, и пенсне, и тросточкой напоминавший дореволюционного профессора, не только не убежал с поля боя, а, напротив, на обсуждении статьи в Союзе художников в марте 1936 года выступил с почти самоубийственным бесстрашием, защищая Лебедева, формализм и новое западное искусство.
Выставка в Галеев-Галерее позволяет понять, насколько открытия во французской живописи, в частности Матисса и Ренуара, оказали влияние на творчество Тырсы, а значит, отчасти и на работу всей славной Детгизовской группы. Это отнюдь не банальное сближение. Дело в том, что ученик Льва Бакста, Тырса еще со времен выставок "Мира искусства" в 1915 году известен как блистательный рисовальщик. Легендарные рисунки углем 1910-х годов, как и ранние акварели и копии древнерусских фресок, сделанные им незадолго до Первой мировой, можно увидеть в Большом Козихинском переулке. Но его дар живописца известен гораздо меньше. И настоящая выставка - едва ли не первая возможность так широко с ним познакомиться. Парадокс в том, что для этого графика, мощного иллюстратора живопись оказалась родом лирического дневника. Никаких парадных портретов комсомолок, отличниц, спортсменок, никаких комиссаров, вообще никаких примет времени. Только натюрморты с цветами, летние пейзажи, обнаженные, написанные в матиссовском духе? Живопись, полная дыхания, света, любви, подчеркнуто стремительная, почти эскизная. "В жизни нужна бодрость, это стимул, чтобы жить и строить. Мои работы внушают бодрость", - заявил как-то Тырса. Если нужна бодрость духа, то до 21 января ею можно подзарядиться на его выставке.

Жанна Васильева



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50