Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

21.11.2007 
Материал опубликован в "Газете" №219 от 2007-11-22г.
 
Полный ремонт

Живопись и графика художника Николая Тырсы (1887-1942) - «фирменное блюдо» куратора Ильдара Галеева, который давно специализируется на петербургско-ленинградском искусстве первой половины ХХ века. Весной 2004 года его стараниями выставка произведений Тырсы состоялась в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, а затем была перевезена в московскую галерею «Арт-Диваж», где Галеев в то время работал.

Теперь, по случаю 120-летия Тырсы, речь не о повторе недавней экспозиции, но о встрече столичных ценителей искусства с берегов Невы с другими произведениями того же мастера.

Сравнение каталогов прежней и нынешней выставок позволяет убедиться: пересечения двух подборок работ минимальны. В этот раз целый зал Галеев-галереи отведен под холсты, писанные маслом, а некоторые ранние работы на бумаге экспонируются вообще впервые. Правда, «замечательно летний, радостный живописец», как назвал Тырсу кто-то из выступавших на вернисаже, представлен на кадмиево-красных стенах, сопоставимых разве что с висящей в соседнем зале обложкой второго номера журнала «Еж», которая была издана с рисунком Тырсы в 1929 году. «Полный ремонт», если для оценки нового галерейного интерьера воспользоваться названием рекламной афиши, над которой художник работал также в 1920-е годы.

Николай Тырса - один из ярких представителей ленинградской графической школы первой половины ХХ века. В начале прошлого столетия он получил прекрасное профессиональное образование: учился сначала в Академии художеств, затем у Бакста и в офортной мастерской Матэ. После революции преподавал в знаменитом училище Штиглица, затем в академии и даже в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства. Но прославился Николай Тырса участием в выставках: он входил в художественные общества «Союз молодежи», «Левое объединение» и «Четыре искусства». Делая книжные иллюстрации, художник предпочитал русскую классику: им переосмыслены «Пиковая дама» Александра Пушкина и «Анна Каренина» Льва Толстого, лермонтовский «Герой нашего времени». Правда, на нынешней выставке явно лидирует Борис Житков: Тырсой проиллюстрированы его «Черная махалка», «Шквал», «Метель», «Мария и Мэри». Помимо рисунка, акварели и литографии Тырса одно время работал в живописи и экспериментировал в жанре художественного стекла.

В камерном галерейном формате предпринята попытка если не представить весь диапазон творческих интересов Тырсы, то, возможно, более полно его обозначить. В зале графики имеется серия рисунков обнаженной натуры, выполненных еще в 1910-е годы, книжные и журнальные иллюстрации, промграфика, а также копии древнерусских фресок. Они выполнены в 1908-1912 годах, когда в целях изучения и копирования памятников древнерусского зодчества и стенописи Тырса совершил поездки в Новгород, Ярославль, Ростов Великий, Борисоглебск и Ферапонтов монастырь близ Вологды. По стечению обстоятельств именно в этих краях впоследствии закончился его земной путь: за неделю до начала Великой Отечественной войны в Государственном Русском музее открылась первая персональная выставка Тырсы, а уже через полгода художник был эвакуирован в Вологду из Ленинграда. Он умер в вологодском госпитале 11 февраля 1942 года.

СЕРГЕЙ САФОНОВ



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50