Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

Портал «Культура»
№ 16 (7776) 19-25 мая 2011
 
Сохраненному – верить
“Венок Савицкому” в “Галеев Галерее”
 
 Каракалпакия далеко от Москвы, и посмотреть уникальное собрание музея в Нукусе сложно. Но нынче выпала редкая возможность увидеть художников, произведения которых практически отсутствуют в центральных российских собраниях. Создатель Государственного музея искусств Каракалпакстана Игорь Витальевич Савицкий воздвиг себе памятник особенный – не монумент, а целый музей. Он и назван ныне его именем. Об истории создания, о редкостных экспонатах рассказывает и показывает нынче москвичам выставка в “Галеев Галерее”. Савицкий на протяжении восемнадцати лет собирал в Ташкенте, Москве и Ленинграде произведения отечественных художников 1920 – 1940-х годов – тот пласт искусства, который был отторгнут властями от советского общественно-художественного процесса, сосланы были и сами художники, и их произведения. И только благодаря подвигу собирателя и хранителя живопись, графика, скульптура самобытных и талантливейших мастеров XX столетия вошла в мировой культурный контекст.
Савицкий – художник по образованию и по собственным устремлениям – после окончания в 1946 году Суриковского института оказался в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, руководителем которой был всемирно известный ученый С.П.Толстов, в 1950 – 1957 годах Савицкий был ее постоянным художником. Вместе с археологами и историками он открывал культуру Древнего Хорезма. Из года в год, все глубже проникая в глубь веков, путешествуя по современной Каракалпакии, он “прикипел” к этой земле, был покорен прикладным искусством каракалпаков, которые сумели в течение веков сохранить традиции ткачества, вышивки, ювелирного ремесла. В новую, социалистическую, эпоху древние кочевники словно “отвернулись” от своего наследия. Из каждодневного обихода уходили старинные украшения в юртах, переметные сумки, коврики. Савицкий, обходя дома каракалпаков, сумел собрать достойную коллекцию прикладного искусства. И тогда возникла необходимость ее сохранения и изучения. В 1959 году создается Каракалпакский комплексный научно-исследовательский институт как филиал Академии наук Узбекистана, куда и зачисляется Савицкий в качестве научного сотрудника. Его деятельность постоянно расширяется, ему с коллегами удается показать коллекции народно-прикладного искусства в Москве, на Всемирном конгрессе востоковедов.
В 1966 году в Нукусе открывается Музей искусств, который Савицкий и возглавил. Он отказывается от квартиры в Москве и насовсем переселяется в Нукус. В новом музее коллекции Древнего Хорезма и Каракалпакии уже были сформированы, а изобразительный отдел насчитывал случайные и отнюдь не высокого качества вещи. И тогда расширяются рамки собирательства – его увлекает “забытое”, ненужное государству искусство – формалисты 1920 – 1930-х годов. В Самарканде и Ташкенте Савицкий с помощью Валерия Волкова – художника и сына знаменитого авангардиста Александра Волкова – находит работы “золотого” периода среднеазиатского искусства. Затем поиски расширяются уже в Москве. Московские друзья вводят его в круг наследников художников 1920 – 1930-х годов. Открывая какого-то нового автора, Савицкий приобретал, зачастую выдавая наследникам долговые расписки, все найденные работы – “гнездами”, как он говорил. Музейщик-фанатик претворил в жизнь новый, как позже назовут этот метод коллеги, “монографический” принцип. Как вспоминает Ирина Коровай, квартира которой была своеобразным московским офисом Савицкого: “ И начался показ. Ящик за ящиком, автор за автором… У каждого десятки, если не сотни листов и листочков, страниц из альбома… Они подобраны так, чтобы во всей полноте показать индивидуальность каждого художника… Павел Кузнецов и Роберт Фальк соседствуют с малоизвестными – Николай Прокошев и Дмитрий Лопатников”.
Савицкий собрал фантастическую коллекцию довоенного советского искусства – 90 000 единиц хранения. И это лучшая коллекция “авангарда, остановленного на бегу”, после собрания Русского музея, как отмечает во вступительной каталожной статье Ильдар Галеев. А ему удалось на уникальной выставке в своей галерее собрать из частных собраний работы тех же мастеров, что “живут” в Нукусском музее. Живопись и графика в экспозиции вместе с большим фактографическом материалом – фотографиями, дневниковыми записями – дают некое представление об уникальном музее. Намного полнее и изобретательнее представлен музей в каталоге-альбоме, сопровождающем данную выставку. Мастера – известные и заново открытые – представлены в алфавитном порядке, на персональной страничке дается биографическая справка, а репродукции представляют музейные экспонаты и вещи из частных московских собраний. Проведенная составителями такая огромная, кропотливая работа с коллекционерами заслуживает уважения и благодарности, а прекрасно изданный каталог станет неотъемлемым пособием для специалистов и широкого круга читателей.
 
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
 
 
 


Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50