Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную


Вслед за прошедшей осенью прошлого года в Русском музее выставкой живописи Веры Ермолаевой в Москве в Галеев-галерее открылась экспозиция, в которой собраны графика, акварели, гуаши художницы, в том числе и иллюстрации к детским книгам. Примечательно, что именно гуаши к сказочному эпосу Гете "Рейнеке-Лис" (неопубликованные!) стали главными уликами "контрреволюционной деятельности" художницы. В 1934 году ее арестовали и отправили в Карагандинский лагерь на три года. В 1937-м, когда срок заключения истек, ей предъявили новое обвинение по 58-й статье - и расстреляли. Судя по письму, написанному за день до гибели (оно публикуется в каталоге выставки), о смертном приговоре она не знала до последнего момента.

Числить Веру Михайловну Ермолаеву по "ведомству" детской книги - это все равно что Даниила Хармса рассматривать исключительно в качестве детского писателя. С обэриутами, кстати, она тесно сотрудничала: оформляла книжки Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова… Для знаменитого вечера их поэзии в январе 1928 года "Три левых часа" Вера Ермолаева и Лев Юдин рисовали афишу. В свою очередь обэриуты часто бывали на журфиксах, которые она устраивала дома по средам для друзей-художников.

Ученица Малевича, деятельная участница его объединения УНОВИС и не менее знаменитого Государственного института художественной культуры (сокращенно - Гинхук), Вера Михайловна - одна из легендарных фигур довоенного Ленинграда. Не только в силу таланта живописца, сильной воли, но и поразительной доброты - "архичеловечности", как написала в воспоминаниях ее знакомая, она притягивала людей. Сейчас бы сказали, что у нее был мощный общественный темперамент. В 1916 году Ермолаева - среди участников кружка футуристов "Бескровное убийство". В 1918-м она основывает артель художников и писателей "Сегодня", которая выпускала книги, ноты, печатавшиеся на ручном станке, как старинные лубки. В артель входили Венгров, Ремизов, Замятин, Есенин… Тогда же художница создала "Живой журнал" - имеется в виду, разумеется, не тот, что сейчас в Интернете, так назывались вечера с участием Эйхенбаума, Ахматовой, Кузьмина, Маяковского… В 1919-м она едет преподавателем в витебское Народное художественное училище. С легкой руки Марка Шагала ее здесь называют Витебской Джокондой - из-за притягательной улыбки. В 1920-м, после отъезда Шагала, именно ее назначают ректором училища. Позже в Петрограде она руководит одной из лабораторий Гинхука. Трудно представить, что эта жизнерадостная, энергичная крупная женщина, объехавшая полстраны, была инвалидом, с детства ходившим только на костылях.

На фоне такой кипучей деятельности иллюстрации к детским книгам могут показаться чем-то не слишком значительным. Но и рассматривать работу Ермолаевой в детской книге исключительно как средство заработка вряд ли будет справедливо. Интерес к детской литературе у Веры Михайловны явно находился в русле более широкого интереса к примитиву, лубку, народной культуре, который был свойствен русскому авангарду. Иллюстрации не только увлекают ее "затеей сделать для детей занятно", они тесно связаны с ее живописными поисками. Пейзажи, которые она пишет гуашью на Кольском полуострове, становятся импульсом к созданию книги Введенского "Рыбаки". И наоборот, после рисунков к басням Крылова для Детгиза она делает живописные композиции "Квартет", "Свинья под дубом"… Замечательные эти работы, полные экспрессии, движения, можно увидеть на выставке. Наконец, драматичные иллюстрации к поэме Лукреция Кара "О природе вещей", "Дон Кихоту" Сервантеса, гетевскому "Рейнеке-Лису" становятся способом размышления художницы о мире и человеке. В этом она остается одной из интереснейших собеседниц, которой есть что сказать о ХХ веке.  

Текст: Жанна Васильева

 



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50


Расстрелянная Джоконда

Вера Ермолаева - Газета "Известия"
Подробнее >>>