Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

02.04, 06:27 ГАЗЕТА.GZT.RU

Нерядовой художник

     Галерист Ильдар Галеев продолжает показывать московским зрителям не слишком известное в столице искусство художников Петербурга — Петрограда — Ленинграда. Сложилось так, что петербургское изобразительное искусство не очень-то заметно в Москве, и даже большие проекты вроде ярмарки «Арт Москва» и традиционного весеннего арт-салона в ЦДХ представляют живопись и графику ленинградцев крайне непоследовательно. Герой нынешней ретроспективы Владимир Гринберг — художник с относительно благополучной выставочной судьбой, особенно в последнее время. Многим памятна экспозиция «На берегах Невы» с его участием, несколько лет назад представленная в стенах прежнего Музея личных коллекций.

    Из включенных в нынешнюю выставку работ Гринберга показательна картина «Двое» (1937). На набережной, с тающим в дымке в глубине картины мостом через Неву, прогуливается довольно много народу, уж точно больше десятка человек. Однако массовость гуляния не занимает художника: названием написанного свободной кистью небольшого холста он обозначает свой интерес только к двоим прохожим — мужчине и женщине, беседующим на переднем плане. Сегодня трудно представить, что всего 70-80 лет назад следование в искусстве темам, которые соотносятся с желанием выразить личное отношение к жизни, могло считаться почти преступлением. Конечно, некоторые ленинградские художники вроде Николая Тырсы, Владимира Лебедева, Александра Пахомова или Александра Ведерникова смогли утвердиться в советской художественной истории в разделе допустимого вольнодумства: им как бы были разрешены симпатии французским фовистам, усвоенные уроки Поля Сезанна и Альбера Марке. Но были в ленинградском искусстве и имена, оказавшиеся в последнее время открытием даже для тех, кто давно интересуется работами «художников второго ряда» — так несправедливо принято называть авторов, по разным причинам недополучивших славы или профессионального признания. В их числе — Владимир Гринберг (1896-1942).

    Выходец из семьи таганрогского мещанина Гринберг учился в коммерческом училище, занимался живописью и даже успешно копировал работы чрезвычайно популярных Лагорио и Маковского. В 1915 году он успешно сдал экзамены в Академию художеств в Петербурге, но не был принят из-за процентной нормы для евреев. Тогда, поступив в Политехнический институт, Гринберг стал посещать Новую художественную мастерскую, где занимался вместе с Бразом, Лансере и Добужинским. В 1917 году молодой живописец участвовал в выставке «Мира искусства» и удостоился похвалы Александра Бенуа.

    Ранние рисунки художника, а также книжные иллюстрации 1920-х годов включены в нынешнюю экспозицию, однако «фирменный» Гринберг — это все-таки живопись предвоенного десятилетия. Написанные широкой кистью по цветным грунтам пейзажи ленинградских парков, улиц и набережных демонстрируют мастерство не только колориста, но и первоклассного рисовальщика. Он бы еще многое успел, если бы не война. Биографии художников с берегов Невы нередко обрываются годом ленинградской блокады: в этом списке Алексей Карев, Мария Казанская, Николай Лапшин, Алексей Почтенный. Уже в эвакуации, в Вологде, умер Тырса. Художник Владимир Гринберг ушел из жизни 29 января 1942 года. Похоронен на Охтинском кладбище.



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50