Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

ЛИЗАК Израиль Львович (1905 – 1974)

 

(Текст для выставки в Центральном Доме Художника в рамках Российского Антикварного Салона, февраль 2008)

 

    Фигура Израиля Лизака (1905 – 1974) – мифическая, полу-легендарная, все еще девственно «нетронутая» сонмом современных арт-оракулов. Классическое понимание основных исторических парадигм как устоявшихся и непреложных категорий ныне нуждается в переработке и дополнениях. В этом смысле современная версия истории искусства ХХ века – это кураторски детерминированный феномен, позволяющий фокусироваться на том, что ранее оставалось на периферии общественного интереса.

    Художник Лизак не относится к фигурам умолчания, как и не является объектом поклонения. Хотя то, что он создавал, язык, который он ввел в обращение, объективно может считаться вкладом в культурно-исторический контекст эпохи. Его художественное наследие было обнародовано в не самое удачное время - в 1996 году. Тогда состоялась единственная на сегодняшний день его персональная выставка в Русском Музее. Смена режимов, политические битвы, слабый рубль, дешевая нефть, стагнация русских торгов на лондонских аукционах: на этом диком фоне феерия его живописи осталась незамеченной, – Лизак своей горячей кистью обогревал холодный воздух Петербурга, занятого делами поважнее искусства.

    Тогда миру была явлена живопись высококачественного уровня, сделавшая бы честь любому европейскому музею модернизма. Для многих специалистов это было откровение, поскольку приемы и методы художника, несомненно, имевшие следы влияний и присутствия многих «великих», настолько отличались от работ его соратников по цеху, что давало основание говорить об еще одной оригинальной линии развития в искусстве довоенного периода.

    Лизак, будучи ленинградцем -«младокруговцем», в прошлом, 2007-м году участвовал в русскомузейной ретроспективе «Круга». И сразу же обратил на себя внимание критиков. «Круг», будучи радикально ориентированной организацией, всегда приветствовал любое проявление талантливой «самостийности». Однако если интересы основных лидеров движения: Пакулина, Пахомова, Русакова, Емельянова, - были связаны с французской традицией, то творчество Лизака укладывалось в рамки позднего переосмысленного кубофутуризма с «немецким» акцентом. Опыт экспрессионизма для него не прошел даром. Среди соратников-«круговцев» Лизак, с его страстными мастихиновыми «пробегами» и «скульптурной» лепкой, стоял особняком, ни к кому не примыкая. Возможно, этому можно найти и простое объяснение: с детства, перенесший серьезную болезнь, будучи глуховат, он всегда избегал активного поведения в социальной среде. Часто находясь в командировках в Средней Азии, Закавказье, он смог избежать искуса самоадаптации к изменившимся реалиям в середине 1930-х. Стилистика его произведений не претерпела значительных изменений. Неслыханная смелость его живописных холстов сохранила константу его фирменного знака вплоть до творческого финала. Однако, ни Союз Художников, ни музеи страны не проявляли к этому никакого интереса. Положение изменил легендарный директор ГРМ – Василий Пушкарев, который взял на себя смелость разместить в 1970-е годы основное наследие художника в фондах Русского музея.

    Сегодня для нас совершенно очевиден его талант и незаурядное мастерство, которым владел художник. «Галеев-Галерея» в будущем планирует осуществить специальный проект – персональную выставку произведений И. Лизака и опубликовать издание, в котором будут представлены работы из музеев страны и частных собраний.

Ильдар Галеев

Доп. Био-инфо:

Учился во ВХУТЕИНЕ в Петрограде 1918 – 1925 у Браза, Петрова-Водкина. Его дипломная работа произвела сильное впечатление на Филонова, который сразу же пригласил молодого художника заниматься в МАИ (аналитической Школе). С 1927 г. Лизак участвует в выставках объединений: «Община художников», «Круг». В 1937-41 гг. поездки в Закавказье и Ср.Азию. В 1946-1956 работал в научно-реставрационных мастерских, выполнял живописно-реставрационные работы в соборах и дворцах Ленинграда и пригородов. Первая статья о творчестве художника появилась в 1986 г.(автор - А.Д.Боровский). Первая персональная выставка – 1996 (ГРМ). Наследие сосредоточено в ГРМ, Архангельске, Пскове и многих других региональных музеях.

 

 



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50