живопись, рисунок, гравюра
В 1934 году в залах Государственного Русского музея в Ленинграде состоялась персональная выставка молодого графика Юрия Петровича Великанова, ушедшего из жизни в самом расцвете сил – в 29 лет — за полгода до этого события.
Для многих его коллег, критиков, любителей графики эта выставка явилась открытием нового таланта, в Книге отзывов содержится много восторженных откликов и надежд, что лучшей оценкой его деятельности могло бы послужить издание монографии о его творчестве.
Известный искусствовед и собиратель Петр Евгеньевич Корнилов, заведовавший в то время отделом графики музея, подготовил подробный каталог произведений Ю. Великанова, написал несколько вариантов вступительных текстов к каталогу. Однако проекту не суждено было осуществиться. Убийство С.М. Кирова привело к новому витку обострения «классовой борьбы»: последовало усиление контроля за партийностью литературы и искусства, искоренение «мелкобуржуазных» и «общественно чуждых» явлений культуры.
Искусство Великанова, прямо отсылающее как к наследию европейского Ренессанса, так и к новейшим достижениям европейской гравюры, оказалось несвоевременным, оно явно не вписывалось в рамки политически ангажированного искусства и не имело шансов «пробиться» к зрителю.
Уроженец Одессы Юрий Великанов после переезда в Петербург закончил знаменитое Тенишевское училище. Он учился в Академии Художеств у Д.Митрохина, Е.Кругликовой, П.Шиллинговского, но не закончил ее, будучи отчисленным с формулировкой «замкнутый индивидуалист – не общественник».
Однако это не помешало ему выставляться на самых представительных выставках: от Филадельфии до Кенигсберга; участвовал он и в эпохальной выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917–1932)» в Москве и Ленинграде, ставшей итоговой для советского искусства того периода, показом его лучших образцов.
Творчество Великанова неизменно вызывало интерес: о нем писали такие признанные знатоки, как Эрих Голлербах и Всеволод Воинов. Сегодня достижения Великанова в гравюре и рисунке могут рассматриваться как исторические вехи не только национального, но и европейского культурного контекста. Они следуют, с одной стороны, традициям лучших отечественных мастеров, а с другой стороны, намечают путь к новым формам художественного творчества.
К счастью, наследие ленинградского художника не оказалось утраченным в годы блокады – оно было сохранено его братом, архитектором Александром Великановым (1900–1955). Семейная коллекция Великановых послужила основой для формирования экспозиции нашей выставки и публикации иллюстрированного каталога произведений. Его работы хранятся и в крупнейших музеях страны: в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Вологодской картинной галерее.
Представляемый альбом – первое издание работ художника – спустя долгие годы вводит в историю русского искусства довоенного периода еще одно достойное имя. Издание содержит около 500 каталожных наименований и 300 изображений.