6 декабря 2024 – 6 марта 2025
Поэзия — странное занятие для тех, кто, ежедневно совершая езду в незнаемое, дарит людям ощущение свободы и иллюзию преодоления всех и всяческих границ. В этом смысле Александр Иванович Введенский (1904-1941) — настоящий интеллектуальный контрабандист, нарушитель законов
и правил: стихосложения, формообразования, рассудочных тезисов. Тексты, которыми он обогатил русскую словесность
ХХ века, отражают энергию эпохи, с ее трагическими изломами
и борениями ума и духа.
Сегодня без него картина литературной жизни 1920-30-х окажется неполной. Тем ценнее представить Введенского не только как писателя и поэта, но и как личность на перекрестии исторических и эстетических парадигм. Введенскому, можно сказать, повезло, что он оказался в самом пекле битвы новаторов с архаистами. Но такое «везение», которое в результате привело к трагическому финалу, требует современного взвешенного послесловия.
Выставка открывается в день 120-летия со дня рождения поэта. Всего лишь 37 (традиционно роковых для русской культуры) лет его жизни ввели его в литературный пантеон. Сохранившаяся часть наследия «авторитета бессмыслицы», персонального никнейма Введенского, заставляет вспоминать «случай Вермеера», чьи всего лишь 30 оставшихся в истории картин создали ему славу величайшего живописца. По оценкам Якова Друскина до нас дошла лишь четверть от созданного им, но и этого вполне достаточно для осознания важности Введенского для будущих генераций.
Основа выставки — два архивных фонда, позволяющих представить основные этапы творческого пути Введенского. Один из них, принадлежащий семье поэта и находившийся до 2022 года в Харькове, содержит материалы документального характера: фотографии, расписки, письма, автографы, выписки и справки, большей частью — прижизненные. Другой хранился у московского исследователя творчества обэриутов Владимира Глоцера, он включает в себя образцы «взрослого» и «детского» корпусов произведений Введенского. Обе части его архива представлены в виде рукописей и машинописных материалов,
в том числе с авторской правкой.
Выставка дополнена рядом ценных экспонатов: знаменитой «Серой тетрадью», выдающимся по своим художественным достоинствам философским трактатом, а также текстами, тематически примыкающими к нему. Они экспонируются в оригинальных рукописях из собрания петербургского издательства «Вита Нова». На выставке также представлены образцы книжной графики художников–современников Введенского, а также сами детские книги с текстами поэта, изданные при его жизни. Экспозиция говорит и о круге Введенского – Д. Хармсе, Н. Олейникове, Н. Заболоцком, Н. Харджиеве, А. Порет, Вс. Петрове, И. Ювачеве, Е. Сафоновой и многих других, без которых мир Введенского мог бы стать совершенно другим или не состояться вовсе.
К выставке подготовлено два издания. Книга «Введенский. Еще» составлена из сохранившихся неизвестных набросков Введенского к стихам и рассказам для детей. В обэриутоведении эта часть его наследия долгое время находилась в тени. Нынешняя публикация призвана «реабилитировать» детское творчество писателя, она демонстрирует его «кухню», подтверждая старый тезис о «соре и стихах». Другое издание – «Товарищ ЕЖ» — публикует малоизвестные материалы из культовых и крайне редких журналов 1920-30-х с анализом и каталогом всего созданного Введенским для довоенных периодик.