Живопись, графика
«Я вспоминаю Вашего мужа, любезно взявшегося показать нам Ленинград. Это был воспитанный, образованный человек. У нас сразу создалось впечатление, что мы знакомы давно. Марке заинтересовался его живописью и у нас осталось такое хорошее воспоминание о нем, что я дала его адрес нашему другу французу, который посетил Ленинград год спустя», — писала Марсель Марке уже в 1960-х годах Вере Гринберг, вдове ленинградского художника Владимира Гринберга, трагически погибшего в блокаду в 1942-м году.
Уроженец Ростова-на-Дону Владимир Гринберг, приехав в Петербург в 1915 году поступил в Политехнический институт. Одновременно он посещает «Новую художественную мастерскую», где преподавал А.Е.Яковлев, оказавший сильнейшее влияние на молодого художника крепостью своего рисунка и тонкой стилизацией. Работы в неоакадемическом стиле Гринберг экспонировал на выставке «Мир искусства» в 1917 году, заслужив похвалу критиков и мастеров объединения.
Со временем художник стал ощущать ограниченность своего метода, основанного на тщательной прорисовке моделей и досконального «рассказа» о вещах предельно насыщенной предметной среды. Стремление гармонизировать пространство холста привело Гринберга к поиску большей свободы изобразительных средств. На рубеже 1920-30-х годов ведущим жанром художника становится пейзаж, где окончательно сложилась его манера письма – свободная и раскованная.
В небольших по размеру пейзажах нет детализации – лишь абрис архитектурных форм и точно уловленные пропорции самого города, где с горизонтальной динамикой Невы контрастирует неудержимая вертикальная тяга башен и шпилей, колоколен и куполов, вздымающих над Ленинградом свои стремительные силуэты. Строгая и уравновешенная композиция, спокойная гамма тонов и крайний лаконизм живописного языка составляет своеобразие почерка художника.
В конце 1930-х годов Гринберг ощущает потребность высказаться в портретном жанре. Он не излагает подробных сведений о модели, как это было в молодые годы, а улавливает печать его «я» в манере себя держать, в наклоне головы, передавая это скорее намеком, а не развернутым изобразительным описанием. В этом своеобразном «гринберговском» мире люди сосредоточены, погружены в размышления. Так исполнены самые известные его работы- портреты Даниила Хармса, Николая Лапшина, Александра Ведерникова.
Свой художественный опыт и огромную эрудицию Гринберг стремился передавать молодежи – он преподавал в Архитектурном институте, Институте инженеров коммунального строительства, а с 1932 года – в Академии Художеств. Владимир Ариевич участвовал в многочисленных ленинградских выставках середины 1930-х годов, подвергаясь на страницах журналов «Творчество» и «Искусство» оголтелой критике за «безыдейность» и «эстетство».
Искусство Гринберга при его жизни по достоинству было ценимо лишь в узком кругу художественных «небожителей»: Лапшиным, Тырсой, Лебедевым и Успенским. Галерея продолжает знакомить московского зрителя с основными действующими лицами ленинградской колонии художников довоенного периода. Среди них Гринберг – живописец тонкой культуры и изысканного вкуса – редкая персона на выставочных пространствах.
Работы предоставлены семьей художника (СПБ) и московскими собирателями. К выставке подготовлен альбом, включающий в себя произведения художника из собраний государственных музеев страны и частных коллекций.