Клуб Коллекционеров изобразительного искусства
Уже стало традицией проведение в конце года выставки из собраний членов Клуба. В этом году в ней участвуют и работы тех коллекционеров, которые, формально не состоя в Клубе, являются его постоянными участниками. Рисунки и картины, пополнившие коллекции в истекающем 2011 году, публично демонстрируются впервые. Они призваны служить иллюстрацией успешной коллекционерской активности. А публика получает возможность удивиться новым открытиям и порадоваться встрече с предметами высокого художественного уровня.
Среди представленных редкостей можно выделить наиболее интересные.
Картина Б.М. Кустодиева «Карусель в Кинешме» 1917 года хорошо известна специалистам по многочисленным упоминаниям в источниках, однако после выставки объединения «Мир искусства» 1917 г. ее местонахождение на долгие годы оставалось неизвестным. До 1953 года этот холст принадлежал известному артисту эстрады – В.Я. Хенкину (1883-1953), после смерти которого поступил в московское собрание, где хранится и по сей день. Картина является одним из лучших образцов жанрового творчества мастера конца 1910-х гг.: ее торжественный строй и колористическое богатство, ее удивительная атмосфера, полная праздничной мистерии русской провинциальной жизни, создают редкую по красоте полифоничность звучания.
Три ранние темперы Бориса Григорьева происходят из киевской коллекции И.Ю. Ангеницкого, известной специалистам еще с 1940-х гг. именно своим «григорьевским» ядром: многие работы из нее разошлись по музеям страны — Пскова, Херсона. Сохранившиеся в этой коллекции работы Григорьева выставляются впервые с 1958 года, когда они участвовали в выставке русских мастеров из частных собраний, состоявшейся в Киевском музее русского искусства. Среди представленных работ представляет интерес картина «Катанье на лыжах в Финляндии», принадлежавшая до революции А.Е. Бурцеву, первому в России собирателю работ Б. Григорьева, и опубликованная в его издании «Мой журнал для немногих», выходившее с 1913 г. небольшим тиражом для любителей и собирателей русских древностей.
Уникален и графический лист Анри Матисса. Он хранится в московской коллекции довольно продолжительное время и представляет собой эскиз декупажного плаката, который художник создал в связи с выставкой своих работ в Галерее Тейт в Лондоне в 1953 году. Работы такого уровня в частных коллекциях страны чрезвычайно редки.
Рисунок графитом В.А. Фаворского – «Портрет М.В. Юдиной» (1949) — кроме художественного — обладает немалым историческим значением. Личность модели художника вызывает интерес у всех, кто хорошо знаком с музыкальной культурой страны ХХ века. Блестящая пианистка, М.В. Юдина была больше, чем просто исполнитель классических произведений композиторов. Долгое время она была символом инакомыслия, сопротивления миру косности и несвободы. Портрет известен по выставкам начала 1950-х гг., но затем исчез из поля зрения более чем на полвека.
Среди ярких удач нашей выставки – демонстрация легендарной многочастной гравюрной работы Жака Калло – «Осада цитадели Сен-Мартен в Иль-де-Ре»1631 года, состоящей из 6 частей – офортов – общим размером более чем полтора метра в длину. Подобные оттиски гравюр в коллекциях – настоящие раритеты. Нам особенно приятно указать ее происхождение – коллекция Юрия Петровича Великанова (1904-1934, Ленинград), великолепного графика, к своему коллекционированию относившегося со всей серьезностью. На выставке представлены и другие работы из его коллекции – офорт А. Цорна, акватинты Е. Кругликовой, листы Д.-Б. Пиранези, монотипии К. Рудакова.
Выставка Премьера коллекции 2011отличается от предыдущих расширением привычных рамок собирательства. Среди экспонируемых предметов можно увидеть и несколько образцов искусства русской миниатюры (К. Гампельн, Л. Крюков, М. Гебхард и др.); изумительна также и подборка русского и иностранного дагерротипа. Нельзя не упомянуть о коллекции русской портретной фотографии первой трети ХХ века. Среди моделей – известные писатели и художники; выделяется группа портретов поэтов-футуристов, созданных в эпоху расцвета авангарда (1913-1924).
Выставка премьерных коллекционных сокровищ обладает важными приметами: она является панорамой собирательских пристрастий, сложившихся сегодня; демонстрирует уровень профессионализма людей, занятых поисками художественных ценностей; инспирирует научно-исследовательский и публикаторский путь освоения художественного наследия.