ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШИЛЛИНГОВСКИЙ (1881 - 1942)

Гравюра/Рисунок

Архив семьи П.Е. Корнилова, Санкт-Петербург

Произведения Павла Александровича Шиллинговского в истории русской гравюры ХХ века занимают особое место. Интересно, что свой первый диплом в Академии он защищал как живописец (мастерская Д.Н. Кардовского, 1911) и лишь позднее он решил посвятить себя искусству гравюры (мастерская В.В. Матэ, 1914), которой не изменял до конца своей трагической гибели в блокадном Ленинграде в 1942 г.

Как и другие ученики В.В. Матэ (А.П. Остроумова-Лебедева, В.Д. Фалилеев, И.Н. Павлов и другие), П.А. Шиллинговский стоял у истоков зарождения русской гравюры ХХ века. Именно этому поколению художников удалось пробудить в обществе интерес к гравюре как художественной ценности, как музейному и собирательскому объекту. Впервые появившись в нач. 1910-х гг. на выставках (Академии художеств, объединения «Мир Искусства», в Москве, Петербурге и Лейпциге) гравюры Шиллинговского сразу привлекли к себе внимание критиков классической завершенностью, техническим совершенством, виртуозным владением инструментами гравера, приверженностью лучшим образцам Ренессанса и барокко. Павел Шиллинговский добивался успеха во всех видах гравюрного мастерства. Одну из самых значительных своих работ в ксилографии (гравюре на дереве) он посвятил Петербургу, – альбом «Петербург. Руины и Возрождение» (1923) и сегодня представляет историко-художественный интерес. Наряду с аналогичными графическими сюитами М.В. Добужинского («Петербург в 1921 году», 1923) и А.П. Остроумовой-Лебедевой («Петербург», 1922), альбом Шиллинговского дает панораму руинированного, но вместе с тем, исполненного торжественности и величия, города на Неве. Выпущенный небольшим, коллекционным, тиражом альбом сегодня является библиографической редкостью. На нашей выставке, наряду с подлинными оттисками гравюр из этого альбома, впервые демонстрируются эскизы пером и тушью, которые послужили фундаментом для работы над гравюрами. В искусстве офорта Шиллинговский показал себя мастером самого широкого диапазона. Ему удавались композиции разного характера: и монументальные по задачам и формату панно (офорты «Бегство в Египет» и «Лот с дочерьми», 1914 — одни из самых грандиозных по размеру гравюр в истории), и миниатюрные, с ладошку, шедевры (циклы «Чуфут-Кале», 1924 и «Армения», 1926), детали которых можно рассматривать под лупой или микроскопом; портретные работы («Портрет Сталина», 1929) или пейзажи (цикл «Бессарабия», 1910-е гг.), поражающие проработанностью и мастерством. Цикл литографий, посвященных Армении (альбом «Новая Армения», 1928 и отдельные листы) вызвал массу откликов в печати 1920-х гг. Авторы рецензий (В.В. Воинов, И.А. Орбели) подчеркивали не только исторически важный контекст этих работ, но и их высокохудожественный уровень. Шиллинговский добивался светоносности оттиска, удивлял зрителей подробным перечислением архитектурных и бытовых реалий, социо-культурных и национальных особенностей. Как книжный иллюстратор художник исполнил ряд заказов легендарного издательства Academia (1930-е гг.), среди которых выделяется издание гомеровской «Одиссеи» (1935). По общепринятому мнению, это одна из самых интересных книжно-оформительских работ издательства. В процессе работы Шиллинговский исследовал огромное количество образцов античной материальной культуры. Сохранившиеся эскизы: кальки, наброски, варианты – наряду с оригинальными оттисками – дают представление о грандиозности этой художественной задачи. Античный эпос, благодаря Шиллинговскому, заговорил обновленным языком, языком образов и символов ХХ века.   Наша выставка, впервые представляющая творчество художника в Москве, построена на основе собрания П.Е. Корнилова (1896-1981), известного ленинградского коллекционера, музейного работника, автора многих трудов по истории искусства ХХ века, ближайшего друга Павла Александровича. Корнилов был инициатором и автором целого ряда книг и статей о творчестве художника, организатором его первой персональной выставки (1924). После смерти Шиллинговского Корнилов унаследовал архив художника, который впоследствии распределял по центральным и периферийным музеям страны. Мы благодарны наследникам Петра Евгеньевича за возможность экспонирования работ П.А. Шиллинговского. К выставке, по установившейся традиции, подготовлен альбом-монография о художнике. В нем впервые воспроизведены работы, находящиеся не только в частных собраниях, но и в фондах государственных музеев: Государственного музея города Санкт-Петербурга, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Национального музея искусств Молдовы.