рисунок, живопись, фотографии, плакаты военного времени
Война – трагическое событие для любого творчества разных эпох, особенно ХХ века. Литераторы, поэты, композиторы, художники с разной степенью таланта отразили военную тематику в своих произведениях.
ХХ век, как никакой другой, является веком конфронтаций и столкновений. «Умудренное опытом» человечество почувствовало новое содержание понятия этого зловещего знака — «война». Только в этом столетии война стала трагедией для людей, цивилизации и отдельного человека. Если Первая мировая война стала «повивальной бабкой» мирового художественного авангарда, — его развитие происходило на фоне руин, в обстановке строительства нового миропорядка; то Вторая мировая – это качественно новый уровень, новые правила. Безусловно, эта война привнесла много неведомого.
Эта выставка представляет хронику Отечественной Войны 1941-1945 гг. в произведениях художников: живописцев, графиков, фотографов. Большая часть экспонатов совершенно неизвестна широкому кругу зрителей. Ядро этой экспозиции – личное собрание известного искусствоведа, теоретика «ленинградской школы», автора многих трудов по искусству ХХ века — Бориса Давыдовича Суриса.
Серия блокадных рисунков Соломона Юдовина, впервые демонстрируется публике. Камерные по форме, они поразительны по силе художественного воздействия. Минимум средств – максимум выразительности, — вот мера, по которой можно судить о достоинствах этих произведений. Они очень многозначны и вариативны для толкований. Белое пространство листа Юдовина говорит о многом: о голодном морозе постепенно пустеющего ленинградского пейзажа, о неминуемой гибели граждан великого города. Фигуры людей напоминают миражи в пустыне, они отчаялись найти помощь ближнего в бескрайних просторах Дворцовой площади Ленинграда.
Произведения Ушакова, Сулимо-Самуйлло, Верейского, Митрохина, Власова и Каплана – известных ленинградских графиков – наполнены особым трагизмом. Улица Митрохина – странное «гофманианство», при этом сложно не заметить на дальнем плане фигуру бойца, казалось бы, не главного персонажа композиции. Власовский партизан – на самом деле отрок, впервые взявший в руки автомат, — война ставит нам иные критерии взросления. Блокадное окно Верейского – это образ, поднимающийся до метафоры: пространство, запертое крестовинами проклеек, — как это немыслимо для долгого нетерпеливого наблюдения. Ушаковские ребята – родимые пятна войны, дым над руинами Москвы Сулимо—Самуйлло, возможно поглотившего неведомые жертвы, — все это знаки и отметины тяжких военных годин. Обозы Каплана – жуткая хроника войны, даже вдалеке от фронта. Как это сделано, как написано – на пике возможностей и с предельной искренностью.
Серия плакатов Чеботарева представляет значительный интерес. На первый взгляд – это «агитка» на злобу дня. Но, между тем, ее внутреннее содержание намного сложнее. Она сделана в период от первых недель войны, когда мастера культуры активно включались в процесс осмеяния, как это казалось, скороспелых гитлеровских притязаний, до октябрьских, 1941года, московских судорог, когда город погружался в хаос и предистеричное состояние в ожидании неминуемой сдачи врагу. К. Чеботарев избрал сатирический дискурс: Гитлер и Геббельс низведены до уровня заурядной, почти цирковой, клоунады. Но художественный метод художника говорит языком экспрессионизма, родственным языку немецких сатириков, объявленных тем же Геббельсом «дегенеративными». Эти плакаты так и не были объявлены в тираж, их условный пароль, возможно, был недостаточно понятен для бойцов.
отографии военных лет – это особая тема. На выставке представлены винтажи подлинных мастеров: Б.Смирнова, Г. Зельмы, Б. Кудоярова, С. Раскина, Д.Чернова, Л. Великжанина. Борис Кудояров стал широко известен своей серией блокадных ленинградских сюжетов, — эти редкие фотографии небольшого формата обладают немалой ценностью. Их подлинность — в том чувстве сопричастности к драматическим блокадным будням Ленинграда. Военные фотохроникеры часто не сохраняли свои имена как авторов своих сюжетов, именно поэтому мы можем в равной степени восторгаться как снимком известного мастера Л. Великжанина, сумевшего отснять взорванный мост под Наро-Фоминском, так и снимком неведомого фотокорреспондента, зафиксировавшего панораму разрушенного и безлюдного Сталинграда 1943 г.
Плакат в период войны – мера поднятия духа в войсках и область воздействия на гражданское население. «Боевой карандаш» в тот период играл чрезвычайно важную роль. Эти плакаты можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. На выставке представлены уникальные экземпляры этих плакатов, аналоги которых хранятся в ГРМ и РНБ (Спб).
Другие плакаты, созданные крупными мастерами, такими как В. Лебедев, Кукрыниксы созданы в самые первые дни войны, один из них датирован 24 июня 1941 г., т.е он был напечатан во вторник после воскресного вторжения гитлеровских войск.
Алексей Пахомов стал знаменит своей блокадной серией плакатов. Они экспонировались на знаменитой выставке ленинградских художников в Москве в 1941 г. На выставке присутствуют его плакаты, подаренные автором Самуилу Алянскому, который в начале 1920-х гг. в Петербурге руководил издательством «Алконост», пристанищем поэтов русского Серебряного века.
В рамках выставки проводится презентация книги военных мемуаров Б. Д. Суриса «Фронтовой дневник». Написанная увлекательно и живо, она поведает о буднях войны. Сурис, впоследствии ставший известным историком искусств, служил в войсках военным переводчиком, его повествование отличается правдивостью, а также искренним, талантливым изложением о правде военных событий.