Выставка посвящена 120-летию художника
Среди имен мастеров русского искусства ХХ века имя Николая Тырсы – одно из самых значительных. Широкой публике он был известен прежде всего как великолепный рисовальщик. В 1916 г. в «аполлоновской» статье тогда еще молодого, но уже влиятельного критика Николая Пунина «Рисунки нескольких «молодых» пророчески провозглашалась в качестве надежды русской рисовальной школы целая плеяда никому еще неизвестных художников: Митурич, Львов, Бруни, Альтман, Тырса.
Дебютировав на выставках «Мира Искусства» в 1915-16 годах угольными рисунками воспитанник Льва Бакста -Тырса — снискал много заслуженных похвал и эпитетов, утверждавших его как наследника классицизирующей линии искусства. Критика, поначалу причислявшая его к кругу Яковлева-Шухаева, сразу определила его своеобразие — «метало-бронзовый стиль» (Пунин), выставив ему абсолютный балл за техническое совершенство.
Закрепившийся за ним ярлык «угольщика» в дореволюционное время заметно мешал раскрытию другого таланта — мастерства колориста, которое вызревало в нем с начала 1910-х годов, когда он копировал фрески Дионисия в монастыре Ферапонтова, а также древнерусских анонимов в Ярославле, Ростове, Овруче. Редкий по силе дар живописца в нем проснется повторно лишь через 20 лет , на рубеже 20-30-х годов, когда от Дионисия он придет к Матиссу. Сделать это раньше не позволили обстоятельства, – сразу после революции он возглавил петроградский ВХУТЕМАС, затем, дистанцировавшись от колоссальной общественной нагрузки, с 1925 г.Тырса был поглощен работой в Детгизе, взяв на себя львиную долю ответственности за выпуск иллюстрированных книг для детей. Заботы о большой семье (трое детей) активизировали работу в промграфике. Тырса одним из первых «поверял поэзию» арт-деко «алгеброй» НЭПа. Лишь в конце 20-х гг. он начинает живописать, и его опыты того времени становятся «иконой стиля».
К середине 30-х его живопись, как и живопись Лебедева, становится фирменным знаком «ленинградской школы», и всячески противопоставляется «московской». На всех выставках и групповых показах их работы демонстрируются по соседству. В жизни – лучшие друзья, Лебедев и Тырса избрали себе разные ориентиры: Ренуара и Матисса соответственно. Их спор о путях в искусстве так и остался незавершенным: к 1936 году сгустились тучи, упоминание о зарубежных достижениях стало считаться поводом для яростных атак со стороны «натуралистов», поддерживаемых режимом. Лебедев эмигрировал в «себя», а Тырса трагически погиб в 42-м.
Выставка значительно дополняет наши представления о масштабе и качестве художественного наследия. Живопись мастера, которая упоминалась всегда следом за его достижениями книжного дизайнера, сегодня становится доминирующим фактором. Открытие ранее неизвестных произведений мастера заставляет по-новому оценить его место в истории отечественного искусства. Альбом, сопровождающий выставку, содержит около 200 впервые публикуемых работ, в т.ч. около 50 – живописных из фонда семьи художника и личных собраний Москвы и Петербурга; архивные и рукописные материалы из ОР ГРМ проливают свет на многие обстоятельства нелегкой культурной жизни нашей страны в довоенный период.