КОЛЛЕКЦИЯ БОРИСА СУРИСА

Русская графика первой половины ХХ века

Борис Давыдович Сурис (1923–1991) – уроженец Одессы, участник Великой Отечественной войны, выпускник факультета теории и истории искусства Академии художеств, был одним из самых заметных искус-ствоведов Ленинграда второй половины ХХ века.

Круг его интересов был широк: он автор многих книг и публикаций, посвященных творчеству Г.С. Верейского (1959), О.А. Кипренского (1956, 1967), Б.С. Угарова (1965), А.Л. Каплана (1972). Но вместе с тем его при-влекали и мастера русской станковой и книжной графики первой трети ХХ века.

Долгие годы Сурис проработал в должности старшего научного редактора в крупнейших отечественных издательствах: сначала в «Художнике РСФСР», а затем и в «Искусстве». Эта деятельность помогала лучше осваивать темы исследований, еще недостаточно популярные в ту пору. Одним из первых Сурис обратил внимание на поколение художников довоенного Ленинграда. Вероятно, это объясняет, почему Сурис начал коллекционировать их произведения. Многие публикации, связанные с кругом изучаемых им проблем, были обусловлены его собирательскими открытиями. Коллекция помогала ему глубже понимать истори-ческий и художественный контекст эпохи, давала представление о зачастую скрытом потенциале конкрет-ного художника.

Собрание произведений русской графики первой половины ХХ века Бориса Суриса среди специалистов давно считается эталонным, многие работы из его коллекции участвовали в выставках и публиковались в ката-логах с конца 1950-х годов. В ленинградской коллекционерской среде Сурис был известен не только как эрудированный знаток и тонкий ценитель изысканных графических шедевров, не только как автор фунда-ментальных исследований, но и как страстный и энергичный собиратель. Работа по формированию своей коллекции для него была наслаждением: он собирал не «всё подряд», а только работы избранного круга художников определенных направлений, выстраивая историю «ленинградской школы» на конкретных примерах. Известный знаток русской книжной графики Ю.А. Молок в одном из писем Б.Д. Сурису писал о том, что эту коллекцию следовало бы описать и подготовить к репрезентации, И в этом с ним был соли-дарен другой искусствовед – В.И. Костин. К большому сожалению, работа эта не была завершена.

Далеко не все научные изыскания Б.Д. Суриса успели дойти до печати. Осталась в рукописи большая моно-графия о Г.С. Верейском, уже посмертно вышли в свет его книга о Н.А. Тырсе (1996) и двухтомный сборник «…Больше, чем воспоминанья» (1993), содержащий письма ленинградских художников военных лет. Не были завершены многолетние труды о Н.Ф. Лапшине и о П.И. Соколове.

Ленинградскому графику Петру Соколову (1892–1937) – одному из, казалось бы, навсегда утраченных имен в истории искусства – посвящены всесторонние упорные разыскания Суриса на протяжении почти двух десятилетий. В конце 1960-х – начале 1970-х годов, когда еще были живы активные участники худо-жественных процессов, формировавших каркас «ленинградской школы» довоенного периода, Борис Давыдович не упускал шанса заполучить их подлинные «свидетельские показания». Он как-то сразу стал своим в кругу «филоновцев», «водкинцев», «детгизовцев». Своей искренней заинтересованностью Сурис вызывал в них желание вспоминать о тех временах, событиях и людях, о которых в доотепельную пору даже думать было небезопасно.

Материалы о репрессированном художнике, собранные Сурисом, содержали собственно творческое наследие Соколова, состоящее из около сотни графических листов (в полном составе поступившее в собрание Государственного Русского музея по завещанию владельца в 1993 году), а также солидный архивный корпус.

Наша выставка, демонстрирующая яркие образцы русской графики из этой легендарной коллекции – работы Н.С. Гончаровой, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова, В.В. Лебедева, П.В. Митурича, В.А. Милашев-ского, Т.А. Мавриной, Н.А. Тырсы, В.А. Фаворского, А.А. Лабаса, Б.Д. Григорьева, Б.М. Кустодиева, В.М. Ермолаевой и многих других, сопровождается специально к этому событию выпущенным альбомом, посвященным «любимцу» Суриса – Петру Соколову, одному из самых интересных графиков 1920–1930-х годов. Это издание – искреннее и благодарное «приношение» нашей галереи ленинградскому коллекцио-неру и искусствоведу Борису Давыдовичу Сурису.