«АВТОЛИТОГРАФИИ (1930-1970-е)»
В толкованиях истории русского изобразительного искусства ХХ века невозможно не принимать во внимание существование двух самостоятельных школ, имеющих важные отличительные признаки и своих выдающихся представителей. Речь идет о так называемых «московской» и «ленинградской» школах. Нельзя сказать, что они по характеру локальны и замкнуты, — шло повсеместное «перекрестное опыление» идеями и концепциями, но всегда было особенно важно, где носитель этих идей обучался, в Москве или Ленинграде, кто его «гуру», сформировавший образ мышления, в чей круг единомышленников он входил.
Биполярность художественных устремлений существовала на фоне вечного и глобального спора о главенстве одной из двух столиц: древней, но в 1920-е ставшей динамичной, Москвы и совсем еще младенца, но резко дряхлеющего, Петербурга (Петрограда, Ленинграда). Многие представители художественной культуры стали жертвами такого безраздельного господства сепаратизма. В их числе и наша героиня – Герта Неменова.
В Москве ее не знают (или знают единицы, которым положено это знать), в Петербурге – она культовая фигура. Парадоксально: полная неизвестность в одном русском городе и обожание и почитание в другом.