Чингиз Ахмаров (1912-1995)

Рисунок, живопись

Нынешняя экспозиция продолжает серию выставок, посвященных традициям художественного ориентализма ХХ века. Тема, ранее заявленная фотоискусством узбекистанского фотографа эпохи первых пятилеток Макса Пенсона, впоследствии продолженная выставкой «Самаркандия Виктора Уфимцева (1920-1930-е гг.)», логически перетекает в иной жанр – творчество известного монументалиста и автора стенных росписей Чингиза Ахмарова.

 

Ахмаров прошел блестящую школу Н. Чернышева, Л. Бруни, К. Истомина и И. Грабаря в Москве в середине 1930-х гг. Еще студентом он стал известен по публикациям в журналах «Искусство» (N6, 1936) и столичным выставкам молодых узбекских художников. Его связи с Узбекистаном никогда не прерывались: до поступления в московский художественный институт (1935) художник работал на самаркандской «Изофабрике» под руководством О. Татевосяна. Сотрудничая с живописцами–учениками Р.Фалька Варшамом Еремяном и Надеждой Кашиной, и, позднее, познакомившись с Усто Мумином (А.В. Николаевым), Ахмаров приобретал опыт, о ценности которого можно судить по его работам зрелого периода.

Военные годы самаркандской эвакуации известных художников и общение с ними помогли Ахмарову достичь высокого уровня мастерства. В 1944 г. по рекомендации И. Грабаря он был включен в творческую группу по оформлению интерьеров Театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (архитектор А.В. Щусев). Работа Ахмарова была оценена Сталинской премией 1 степени, открыла путь к широкому всесоюзному признанию. В 1952 г. Ахмаров был приглашен в Москву для участия в создании мозаики «Дружба народов» на станции метро «Киевская-кольцевая», а в1956 г. участвовал в работе над росписью плафона в вестибюле гостиницы «Украина». «Турне» Ахмарова по стране с успехом продолжалось на рубеже 1950-1960-х гг.: Казань, Днепропетровск, Кемерово, Сочи, Красноярск.

Ахмаров-монументалист известен больше, чем станковый график и живописец. Его стенные росписи вошли в историю изобразительного искусства Узбекистана и давно стали учебным пособием для молодых художников республики. Нынешняя выставка его графических и живописных работ дает возможность постигнуть глубоко поэтичный, тонкий мир Ахмарова-лирика, знатока средневековой поэзии, мир, сотканный из его призрачных видений и вечных ценностей, мир, в котором правит гармония и созерцание. Его творчество часто сравнивают с творчеством его старшего коллеги – Усто Мумина, на которого также оказало большое влияние искусство Византии, древнерусской иконы, персидской миниатюры и раннего европейского Ренессанса. Взгляд Усто Мумина на мир Востока был взглядом русского колониста, плененного поэтикой и очарованием неведомого, но постепенно обретаемого им мира, тогда как для Ахмарова это была среда, близкая ему во всех отношениях, присущая его природе с самого рождения, с наставлений его отца – известного исламского просветителя.

Выставка одного из самых важных художников в истории искусства Узбекистана ХХ века сопровождается фундаментальным изданием – иллюстрированным сводным каталогом его работ, подготовленной галереей совместно с признанным авторитетом в этой области – доктором Нигорой Ахмедовой.