Борис Александрович Смирнов (1903-1986): архитектор, дизайнер, художник

Выставка открывает новые грани таланта известного художника советского стекла и керамики Бориса Александровича Смирнова. Несколько лет назад один из проектов нашей галереи был посвящен его фотоискусству 1930-х — 40-х гг., той части творчества, которая побудила известного искусствоведа А.Д.Боровского назвать Смирнова «преждевременным концептуалистом». В нашей истории искусства так часто случается: художника «прописывают» по одному цеху, забывая или не замечая, что он талантлив и в других. Подобно тому, как актера используют по однажды успешно сложившемуся амплуа: актер-злодей или актер-герой…

Выпускник архитектурного факультета Академии художеств, воспитанник И. Фомина, Г. Косякова и О. Мунца (1927), Смирнов добился известности как практик, имея за плечами построенные объекты, оказавшиеся предметом ожесточенной критики в 1936 г. во время обсуждений статьи в газете «Правда» «Какофония в архитектуре». Кинотеатр, возведенный по его проекту в г. Брянске (1932) и по сей день входит в реестр памятников отечественного конструктивизма.

Отлученный от архитектуры за свои «штукарства» и «трюкачества» (из лексикона печати того времени), Смирнов, по примеру многих своих коллег – «вынужденных изгнанников» — работал где придется: проектировал акушерские кровати, зрительские кресла для кинотеатров, разрабатывал «новый метод расчета кривых видимости для стадионов». Параллельно Смирнов работал и как книжно-журнальный график. Им было создано множество обложек, иллюстраций для частных (во времена НЭПа) и государственных издательств. Список заказчиков разнообразен: Academia, Гослитиздат, Главсевморпуть, Госстройиздат и даже экзотический «Трест Заводов Слабого Тока». В знаменитом ленинградском Детгизе, наряду с работой иллюстратора журналов «Чиж» и «Еж», ему довелось разрабатывать фирменные бланки и логотипы этих изданий (1930-е гг.).

Ранее, на финише НЭПа, Смирнов успешно разрабатывал фирменный стиль ряду организаций (АО «Металлограф», «Эксперимент-фильм»). Искусством создания логотипа, фирменного знака Смирнов овладел по необходимости, но этот опыт сыграл определенную роль в его дальнейшей эволюции.

 

Академический рисунок – та область знания и навыков, которая является необходимым и достаточным условием для практикующего художника. Начиная с середины 1920-х гг. Смирнов рисует, постоянно видоизменяя свой стиль, обнаруживая новый уровень понимания задач рисовальщика.Такая фундаментальная подготовка основательно пригодится ему после войны, в период становления школы советского художественного стекла, «отцом» которой по общепризнанному мнению Смирнов и является.

мирнов – архитектор, рисовальщик, проектировщик, иллюстратор, а сейчас бы подытожили: дизайнер (тогда такое определение еще не родилось) – это и является предметом нашей выставки, открывающей публике еще одно имя из истории искусства довоенного периода.

К выставке подготовлен альбом произведений Б.А.Смирнова из архива семьи художника, Санкт-Петербург.