Живопись, книжная графика, фотографии, дневники
Ленинградке Алисе Ивановне Порет, с ее французской фамилией и шведской кровью, довелось стать одной из интереснейших и ярких фигур художественной и литературной жизни России ХХ века. Поколение, к которому она принадлежала, в 1920-1930-е гг. формировало новый образ мышления, определяло вектор развития культуры и искусства, преодолевая косность и застарелость отживших явлений. То, чему она была свидетелем и непосредственным участником чего она являлась, как теперь это известно, становилось краеугольным камнем в истории как изобразительного искусства, так и литературы. Но, интересно другое, — как ее собственная жизнь и персональное творчество, совсем не претендующие на «лавры» эпохи, тем не менее, привлекали к ней пристальное внимание и вызывали восторг самого широкого круга ее обожателей и поклонников, как женщин, так и мужчин, в основном, интеллектуальных профессий. Как возник этот странный феномен ХХ века – притяжение к личности, сумевшей из своей жизни сотворить искусство; способной любое, даже самое заурядное событие преобразить в праздник, игру. Презрев условности сурового и совсем небезобидного мира.
Ей повезло с учителями: профессиональные знания, навыки и мастерство она получала от выдающихся людей. Поступив в Академию, ей очень хотелось попасть в класс К.С. Петрова-Водкина, однако в его мастерской уже не было свободных мест, и тогда Алиса за два дня справилась с постановкой – натюрмортом «Стакан и яблоко» (1922), который позволил, в нарушение правил, принять ее в класс сверх квоты. В живописной мастерской Петрова-Водкина одним из его ассистентов был П.И. Соколов, который в Петрограде славился своим талантом рисовальщика пером и тушью. Порет и здесь получила свой драгоценный опыт, пригодившийся ей в работе над детскими книгами в Детгизе. Затем наступил период ее увлечения методом П.Н. Филонова. Участие Порет в знаменитой выставке в Доме Печати на Фонтанке (1927) подтвердило ее место среди ведущих мастеров аналитического искусства. Ее грандиозное по размерам полотно «Нищие и беспризорники», чудом уцелевшее в блокаду Ленинграда, поражает проработанностью деталей и точному следованию метода «сделанности», умением «работать точкой», заполняя шаг за шагом все пространство холста пестрым ковром переливающейся дивными красками живописи.
В конце 1920-х гг. Порет, работая над оформлением детских книг, сближается с кругом литераторов: поэтов и прозаиков Детгиза – Б.С. Житковым, Н.М. Олейниковым, обэриутами А.И. Введенским, Н.И. Заболоцким и Д.И. Хармсом. С Даниилом Ивановичем ее связывали особо тесные отношения. Интересно, что перипетии их бурного романа нашли свое отражение в дневниках обоих. Вместе они придумывали не только стихи и сюжеты для рассказов, но и разные игровые ситуации и розыгрыши. Иногда они переодевались для съемки и разыгрывали «живые картины» по классическим сюжетам. Постепенно в эту игру вовлекалось все больше молодежи: художники, музыканты, архитекторы, которые, несмотря на сгущающиеся на политическом небосклоне тучи, продолжали свои «хэппенинги» и «перформансы».
Какая бы ни была эта игра «чудной», все же она не прошла бесследно для многих друзей Алисы, сгинувших в ГУЛАГе или «перековавшихся» из чувства самосохранения. Эти уникальные фотографии, зафиксировавшие театрализованные «игры с огнем», украшают залы нашей выставки и страницы изданного нами альбома, удивляя способностью участников к лицедейству и проявлению, хотя и срежиссированной, но такой искренней, некинематографической, радости.
После войны Алиса Ивановна, поселившись в Москве, на какой-то момент ощутила себя изгоем: не было работы, жила на съемных квартирах, была оторвана от привычного уклада и ленинградского окружения. Со временем она продолжила свои живописные занятия. С конца 1940-х и до начала 1980-х гг. Порет написала множество портретов своих московских друзей, открывших в художнице не только талант живописца, но и умной рассказчицы, очаровательной собеседницы и яркой выдумщицы. Свой «Портрет от Порет» мечтали иметь многие. Московские поклонники Алисы Ивановны до сих пор помнят ее веселый нрав и острый сарказм, изысканные вечера показов ее картин и художественных объектов. В период удушающей атмосферы застойной эпохи такие встречи были важны не меньше, чем чтение запретных изданий диссидентов или прослушивание «вражеских» радиоголосов.
Выставка в А.И. Порет в ГГ, первая в Москве за последние 30 с лишним лет, построена на основе собраний московских друзей «прекрасной Алисы», часто бывавших в ее замечательном доме на Огарева, 6 и сохранивших память о ней. Всем этим людям мы выражаем свою сердечную признательность.
К выставке издан альбом, в котором впервые опубликованы работы А.И. Порет из коллекций музеев: ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного литературного музея, частных собраний, а также фотографии из архива В.И. Глоцера. Иллюстрации сопровождаются выдержками из ее ранее неизданных дневников. Сами оригиналы дневников представлены в экспозиции.