Выставка посвящена жизни и творчеству живописца и графика, иллюстратора детских книг, яркого представителя «ленинградской школы» 1920-60-х Александре Николаевне Якобсон. Это первый персональный показ ее произведений в Москве.
Александра Якобсон родилась в Иркутске. Ее отец – норвежец Николай Якобсен, учился в Московском Университете, откуда его исключили за принадлежность к партии «Народная Воля». За участие в террористических акциях он был отправлен в 1885-м в Сибирь на вечное поселение. Там он женился, и в его семье появилось на свет восемь детей, и среди них – Александра. Любила рисовать, поступила в Иркутскую художественную школу, в которой преподавал Иван Копылов – один из редких профессионально подготовленных художников в городе. Он и рекомендовал ее к поступлению в ленинградский ВХУТЕИН в мастерскую своего старого друга, с которым Копылов в 1906-08 гг вместе учился в Париже — Кузьме Петрову-Водкину.
В 1925 году Якобсон отправилась в Ленинград учиться к уже тогда легендарному живописцу, чья педагогическая система апеллировала не столько к навыкам, сколько к сознанию студента, его способности не просто отражать мир доступными средствами, но и стремиться преобразовывать, трансформировать увиденное.
В 1930-м по окончании Академии с дипломом художника-монументалиста Якобсон, тем не менее, решила заниматься книжной иллюстрацией. Так она оказалась в легендарном Детгизе – ленинградском объединении молодых художников и писателей.
Первую свою книжку оформила в 1929 году (сказка В. Шишкова «Лесной житель»). Якобсон ожидаемо попала под влияние мэтров, таких как Владимир Лебедев, Николай Тырса, Николай Лапшин и Владимир Конашевич. В их окружении рос и укреплялся ее талант, позволяющий сегодня говорить о ней как об одном из ключевых иллюстраторов эпохи. За годы своей активности Якобсон оформила десятки книг, участвовала во многих знаковых для эпохи детских журналах.
Однако за внешне востребованной судьбой иллюстратора скрывалась другая ее ипостась. Якобсон «для внутреннего пользования» — художник, повествующий о женской доле, ее интересовала тема гендерного равноправия, герои ее произведений – девушки с характером, женщины с запасом сопротивления традиционному патриархальному, коммунальному укладу. Со многими из них Якобсон отождествляет именно себя, результатом чего является впечатляющая по хронологии (от 1920х- до 1960х) и подбору коллекция ее авто-изображений, саморефлексий в различных жанрах повествования: шутливых и драматических, правдивых и вымышленных.
Якобсон не просто визуализирует мир своих переживаний, но и прилагает к ним литературную подоснову. В ее наследии мы находим примеры авторской книги художника, – в них встречаются сочиненные художницей сюжеты, чаще всего пересказы ее собственных снов. Многочисленные послания близким по духу адресатам, таким как писатель Виталий Бианки, — фактически составляют ее дневник художника, он полон исповедальных настроений и щедро украшен рисунками.
На закате своей жизни, в 1960-е Александра Якобсон увлекается эстампом – техникой автолитографии, экспериментирует с возможностями печати на камне, найдя, возможно, наилучшую форму репрезентации своих идей. Ее труд был оценен видным британским галеристом Эриком Эсториком, во время своего визита в Ленинград в начале 1960-х он приобрел полную серию ее литографий и тогда же показал их на выставках в Лондоне и Нью-Йорке.
Художественное наследие Александры Якобсон представляет интерес, с одной стороны, как пример творческого сопротивления миру косности и рутины, а с другой – в нем сильны мотивы созидания добра и счастья. Спустя десятилетия актуальность мировоззренческих позиций Александры Якобсон для нас очевидна.
Галереей издан альбом ее произведений – первый в библиографии Александры Якобсон