Творчество замечательной художницы Ольги Николаевны Гильдебрандт-Арбениной (1897/98-1980) хорошо известно профессионалам и любителям как русского изобразительного искусства, так и знатокам русской словесности ХХ века. Однако детали ее биографии все еще недостаточно изучены. Одно не вызывает сомнений — ее художественное творчество нашло свое место в истории русской культуры. Ее произведения, впервые в таком составе представленные на суд зрителей, стали предметом нашей выставки,организованной совместно Галеев-Галереей и Национальным союзом библиофилов.
Родилась она 26 декабря 1897 (по новому стилю -7 января 1898) в семье артистов Императорских театров Н.Ф. Арбенина (Гильдебрандт) и Г.В. Пановой. Росла в обстановке любви к театру и литературе. «Мне всегда нравились сказки про принцесс и фей. А среди фей хотелось быть королевой», — писала она позднее в своих дневниках.
В 1916-м на вечере поэта В. Брюсова в Тенишевском училище Ольга познакомилась с Н. Гумилевым, который оказался покорен ее юностью и красотой. С 1917 года Ольгу включают в состав труппы Александринского театра, она участвует в премьере спектакля «Маскарад». В начале 1920-х Ольга Николаевна сближается с кругом поэтов и художников, такими как О. Мандельштам, Б. Лившиц, В. Козлинский, В. Лебедев, В. Дмитриев, М. Кузмин, Ю. Юркун.
По настоянию Ю. Юркуна Ольга Арбенина меняет свою фамилию на «Гильдебрандт» и начинает всерьез заниматься рисунком и акварелью.
Примерно с 1923 Ольга Николаевна все чаще посещает квартиру, где совместно проживали М. Кузмин (автор посвященного ей стихотворения «Сколько лет тебе, скажи, Психея?») и Ю. Юркун, и становится частью их дружной «семьи». Там же Гильдебрандт знакомится с яркими представителями литературной и художественной общин: Д. Митрохиным, Вс. Петровым, Д. Хармсом и А. Введенским, В. Милашевским, который и предложил ей принять участие в выставках группы «13» — объединения молодых графиков, апологетов не-академического рисования.
В 1930-е годы Ольга Гильдебрандт — уже признанный в мире искусства график, ее работы выставляют на международных выставках.
В 1938-м ее ближайшего друга и гражданского мужа — Юрия Юркуна — подвергают аресту по ленинградскому писательскому делу и через несколько месяцев расстреливают. Однако Гильдебрандт сообщают о вынесенном ему приговоре «10 лет без права переписки».
Все последующие десятилетия Ольга Гильдебрандт живет в полной уверенности, что Юркун жив и пишет ему письма, фактически — «на тот свет».
В годы войны последовала еще одна утрата — львиная доля художественного наследия, ее и Юркуна, погибла в блокаду в Ленинграде. Работы художницы довоенного времени, чудом сохранившиеся в эти годы у друзей, можно увидеть в нашей экспозиции. Они дополнены акварелями, написанными Гильдебрандт уже в послевоенное время.
В 1950-60-е годы Гильдебрандт перепробовала много разных профессий: работала лаборантом кафедры биохимии, техническим секретарем, библиотекарем «Ленфильма», давала консультации постановщикам фильмов, подбирала изо-материалы, делала переводы. И продолжала писать акварели, считая свое занятие долгом перед ее «Юрочкой» и «оправданием всей своей жизни».
В последние годы Ольга Николаевна писала воспоминания о своих друзьях — выдающихся людях культуры ХХ века. Ее акварели и рисунки в Ленинграде стали «культовыми», многие коллекционеры мечтали заполучить их в свои собрания.
Выставка Ольги Гильдебрандт составлена усилиями собирателей Москвы и Санкт-Петербурга, за что организаторы приносят им свою благодарность.
Музыкальное сопровождение: композиции на стихи Михаила Кузмина — сочинения Дениса Сорокотягина в его же авторском исполнении.