Рисунок, акварель, гравюра
Творчество Дмитрия Исидоровича Митрохина хорошо известно любителям искусства. Он один из самых крупных русских графиков ХХ столетия в самом камерном жанре. Митрохин вырос в Ейске, в городе, основанном в 1848 году на территории, отвоеванной Россией у турок. Дед –городской глава, организовал первую типографию в городе. Мальчика окутывала атмосфера книг и наблюдений, прогулок и неспешных бесед, — отдаленный от громыхающих столиц уголок бережно вынашивал в себе будущую звезду русской графики. Может, не зря вынашивал, — кто бы еще стал «так искренно, так нежно» воспевать край своего детства – ейские бережки и лодки. Кто бы еще мог так по-южному всласть писать фрукты и орехи, цветы и огороды.
Ейские пенаты были для М отправной точкой, он вдохновлялся, воспоминая свое заповедное детство, воспевая его в своих изумительных гравюрах, но позднее и другие города по степени воспетости не уступали друг другу: Петроград-Ленинград и московские окраинные захолустья тех лет – улицы Скаковая и Беговая.
В Москве художник делал великое дело: кто бы еще в стране узнал об этих улицах с лошадиной топонимикой, о снующих взад-вперед грузовиках и зеваках, о начале строительства московских хрущевок (которые «достояли» до сего дня, напоминая о старой истине, что всякое временное становится постоянным). Столица строилась на глазах у художника, следящего за этим каждый день из окна своего скромного обиталища. Не потому, что его волновала градостроительная программа тогдашнего исполкома, а — эстетически, по-визионерски.
Другими пунктами, обласканными М-м в своих гравюрах, стали берега Карповки и Острова ленинградских зеленых массивов, после 1934-го года названными «Кировскими». Время диктовало иное: новые корпуса строек, парады на площадях и проспектах, повсюду одно и то же: «новый человек», «классовая борьба», «смычка города и деревни». Митрохинские прогулки давали возможность «почувствовать разницу»: ведь запах трав Елагина острова, пыли мостовых на Петроградской, ловля карасей на Карповке, — не менее притягательные ощущения в большом городе. Правда, идиллические картины, предлагаемые Митрохиным, к тому же окрашенные тонами «субъективного идеализма», — вещи небезобидные, отвлекающие от радости созидания. Но, поскольку художник отзывался и на вполне небанальные темы: «день авиации», например, или «спортивный кросс», — то автора было трудно заподозрить в «контрреволюционных» настроениях.
Вот так – на три дома, своим творчеством – М. удалось примирить «три источника и три составные части» русского исторического, экономического и социально-культурного слоенного пирога: обе столицы и провинцию.
Представлены работы из коллекции Юрия Русакова – ленинградского исследователя, автора самой полной научной монографии о творчестве мастера, вышедшей в 1966 г. и до сего дня не потерявшей актуальности. В собрании – сотни произведений станкового и гравюрного творчества. После ГМИИ им. А.С. Пушкина – это второе по значению собрание Д. Митрохина