«Графические циклы»
Творческая и личная судьба Евы Левиной-Розенгольц сложилась так, что ее искусство, далекое от магистральной линии развития советского искусства, не могло быть оценено своевременно. По существу оно и не было никогда «советским», являясь его частью по формально-географическому и историческому признаку. Творчество Розенгольц четко делится на два хронологических периода: до-лагерный и после-. Первый период довольно характерен для постреволюционной эпохи: молодая генерация художников — выпускников ВХУТЕМАСа, создающих «новую» реальность на злобу дня — ничего кардинально свежего дать уже не могла. Время «проектов» и «проектантов» постепенно сходило на нет. Любое проявление самостийности в художественных поисках было тождественно скатыванию к ненавистному формализму. И все же Розенгольц, птенец гнезда Фалька, смогла в 1920-е гг. представить на обозрение свою живопись, богатую оттенками и полутонами, заставившую вспоминать уроки учителя. И это была первая ипостась, вторая же была обусловлена экономической ситуацией. Работа в копийном цеху по изготовлению «левитанов» и «шишкиных» возвращала ее из «высокого» к «низменному» — ремеслу на «прокорм». Фальк огорчался, когда видел результат своей талантливой ученицы, казалось бы, надолго вступившей на путь «рыночных отношений» с искусством. Придет время, и мэтр изменит свое мнение, но для Розенгольц это было тяжелое испытание. В 1949-м ее арестовывают и ссылают в Сибирь. Долгих семь лет лагеря изменили ее радикально. «Тюрьма, прокурор и ссылка сделали из меня настоящего художника» — так она понимала свою судьбу. Именно работы второго периода- с 1956 по 1975 годы – выводят ее творчество в разряд уникальных явлений. Особенность этого периода является цикличность. В ее циклах мир как бы творится заново, представая в непрерывном драматическом становлении. Непосредственные впечатления от природы Красноярского края, где Ева Павловна была на лесоповале, послужили импульсом для создания цикла «Деревья» (1956-1960 гг.). Позже, в серии «болот» (1960-1961) развивается ощущение конфликтности мира, некой пограничности между жизнью и смертью, противоборства неведомых стихий. Параллельно с пейзажными циклами появляется один из самых значительных ее циклов – «Люди» (другое название ему дал М. Алпатов – «рембрандтовская серия»). Листы отличает особая атмосфера, глубина и драматизм. Композиции с фигурами людей выходят за рамки жанровой классификации. Изображенные в рост в каком-то шествии люди не связаны между собой сюжетно, эти фигуры – «массы» людей – выхвачены из потока времени. Они представляют собой сгустки материи, изменяющей свои координаты под воздействием «уплотняющей» силы. «Портреты» (1962-1965) – это условные представители человечества, существующие вне конкретного времени и среды. В них Розенгольц не столько следует за природой, сколько заново пытается сотворить мир и человека. Прямым продолжением «портретов» является серия «фресок» (1963-1965). В них имперсональные характеристики групп людей даются в ритмических танцевальных движениях, плавных скольжений фигур вдоль листа. Эти листы напоминают куски стенных росписей.
В заключительном цикле Левиной-Розенгольц – «Небо» (1970-1974) нематериальная воздушная среда, свет становятся по существу единственным предметом изображения. Время предстает в ее творчестве грандиозной эпохой, эпохой коренных сдвигов, чреватых катастрофами и ведущих к новому возрождению.
Работы предоставлены семьей художника. Издан Полный Каталог произведений мастера, включающий себя более 300 иллюстраций.