«Живопись/Графика»
Выставка организована совместно с Вологодским Музеем и приурочена к юбилейной дате – 115 лет со дня рождения Алексея Успенского.
Искусство ленинградских мастеров довоенного периода (1920-30-х гг.) – главное направление изысканий «Галеев-Галереи». На сей раз взгляд сфокусирован на фигуре музеефицированной: почти все творческое наследие этого незаурядного художника находится в фондах Вологодской Картинной Галереи.
Для историков искусства первой половины ХХ века имя Успенского долго было на слуху исключительно в связи с его ведущей ролью в создании школы дизайнеров художественного стекла. Ни одной выставки или издания, посвященные этой тематике, не обходилось без упоминания Алексея Александровича. В 1999 году в Вологодский Музей наследниками ленинградского живописца Н.А.Тырсы было подарено около 800 работ, выполненных Успенским в различных техниках в довоенное время. К сожалению, это всего лишь малая часть из созданного им за два десятилетия; живопись, за исключением дюжины произведений, практически не сохранилась. Художник погиб при трагических обстоятельствах – в 1941 г. во время артобстрела он был погребен под развалинами дома, в котором проживал. Николай Тырса, друг Успенского, вернул к жизни казалось бы безвозвратно утраченное – папку с его работами и несколько альбомов набросков.
Деятельность Успенского в качестве книжного и журнального графика (особенно сатирического формата 1920-х гг. – журналы «Жизнь Искусства», «Бегемот», «Смехач», «Бузотер»), дизайнера по стеклу, преподавателя Академии Художеств и легендарного Института Народов Севера (подарившего миру изобразительного искусства ХХ века удивительный феномен – живопись К.Панкова и его северных сотоварищей) дает основание утверждать о его принадлежности к ведущим представителям «ленинградской школы». Его станковое творчество, известное по выступлениям на важнейших выставках и отзывам критиков и коллег по цеху, было отмечено поисками своего стиля, в чем-то схожего с аналогичными опусами Тырсы, Лебедева, Лапшина. Не избежав упреков в подражании «французам», Успенский, тем не менее, разрабатывал линию Дюфи в противовес линии Матисса Тырсы, ренуаровским мотивам Лебедева, а также опытам московских неосезаннистов. Что никогда и никем не подвергалось сомнению – его высочайшая пластическая и цветовая культура, утонченный характер его композиционных решений.
К выставке издан первый печатный труд о художнике, включающий в себя множество иллюстраций, впервые публикуемые заметки Н.Лапшина о творческом и жизненном пути Успенского, подробный научно-справочный аппарат: список выставок, хронологию, библиографию, а также блок работ наивистов-северян, учеников Успенского по ИНС. Все это позволяет говорить о состоявшемся открытии художника, спустя почти 70 лет.