Константин Кудряшев (1932–2006). Графика от мала до велика

27 февраля — 27 марта 2024

 

Наша выставка рассказывает о судьбе мальчика из семьи художника и формировании его как самостоятельной творческой единицы. По мере взросления он увлекался рисованием, был захвачен чтением книжек Киплинга и Вальтера Скотта, и, как и многие его сверстники, играл в разные игры, представляя себя скачущим наездником, а то и летчиком или водолазом.

Семья мальчика помогала ему познавать огромный, сложный мир. Его папа — художник, скульптор, гравер Владимир Владимирович Кудряшев (1902–1944) — прошел великую школу ВХУТЕМАСа. По зову сердца и долгу службы он украшал своими скульптурами сады и парки во многих уголках страны. За домашним столом вместе с сыном рисовал зверей, обращая его внимание на важность деталей, без которых опознать зверя довольно сложно. Мама — Анна Николаевна Вильям (1908–1999), педагог немецкого языка, дочь художницы-портретистки Е.Н. Вильям, дружившей с В.Э. Борисовым-Мусатовым. Папин учитель – скульптор-анималист Иван Семенович Ефимов (1878–1959) – развлекал юного художника своими рисунками зверушек, дарил ему книги с дивными цветными таблицами о лошадях. Дядей мальчику приходился Александр Леонидович Пастернак (1893–1982), архитектор и сын замечательного художника Леонида Осиповича Пастернака, чья коробка с пастелью сослужила для папы мальчика Кости хорошую службу – исполненные им в этой технике портреты героя этой выставки тому доказательства.

 

Уже самые ранние рисунки Кости – животных, кораблей, военной техники – отличались необычайной точностью деталей. Его интересовали возможность достоверно передать на листе бумаги исторический сюжет или рассказать о сложном механизме. Поэтому и получилось, что он, оказавшись среди выпускников-архитекторов в 1956-м, связал свою жизнь с искусством графики.

 

Первые профессиональные пробы Константина Кудряшева отмечены успехами. Художник оформлял Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957), участвовал в постановках «водных феерий» в цирке на Цветном бульваре, праздниках во МХАТе.

 

Во второй половине 1960-х годов параллельно с преподавательской работой в МАРХИ Кудряшев сотрудничает как иллюстратор в книгах и журналах. В том числе он соглашается принять на себя так называемую «третью обложку» журнала «Техника—молодежи» (1968-1982). Девиз этого журнала с многомиллионной преданной аудиторией — название одного из его рубрик, «Время искать и удивляться». Романтика познания и открытий, юношеского рвения и научно-технического творчества оказалась близка Кудряшеву. Интерес к достоверности, быть скрупулезно внимательным к детали и разбираться в тончайших материях, устройствах и механизмах помножилось мастерство в его главной профессии, архитектурной графике. Яркую, почти плакатную подачу, графический рассказ – доходчиво о сложном, неизменный юмор – для снижения пафоса научности, Кудряшев, в отличие от художников близкого «ТМ» по духу цеха, журнала «Химия и жизнь», использовал для обращения не к эстетически продвинутому, а к массовому читателю. Читатель «ТМ» выступал протагонистом НТР (научно-технической революции). На базе рисунков-схем Кудряшева юные Кулибины должны были в будущем совершить рывок в изобретательстве, и, тем самым, «сказку сделать былью».

 

Константин Владимирович Кудряшев (1932 – 2006) – московский архитектор, дизайнер-оформитель, сценограф, книжный и журнальный иллюстратор, график-анималист, профессор МАРХИ, автор многих монографий и учебников по архитектурному рисунку – ныне представлен своими достижениями. Папа своим мальчиком может гордиться вполне.

 


На выставке представлена графика Владимира Кудряшева и Ивана Ефимова, рисунки, промышленная и архитектурная графика, архивные материалы и серия оригинальных иллюстраций Константина Кудряшева для журнала «Техника – молодежи».

 

Благодарим Ульяну Афанасьеву за помощь в работе над выставкой.