Выставка «За фасадом эпохи» посвящена московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е -1930-е годы. Это Лидия Агалакова, Меер Аксельрод, Лев Аронов, Мария Владимирова, Михаил Вогман, Кира Габрилович-Мосякова, Александр Глускин, Борис Голополосов, Товий Гусятинский, Георгий Ечеистов, Лидия Жолткевич, Мария Ильф-Тарасенко, Лев Зевин, Александр Китаев, Татьяна Козулина, Ева Левина-Розенгольц, Сергей Маркин, Соломон Никритин, Георгий Павильонов, Серафим Павловский, Борис Петров, Николай Прокошев, Михаил Ранков, Елена Родова, Сергей Романович, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Антонина Софронова, Баки Урманче, Раиса Флоренская, Лидия Хромова, Константин Чеботарев, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес. Далеко не все они – коренные москвичи, но именно Москва объединила этих очень разных художников. Их судьбы, истории сохранения и обретения наследий тесно переплетаются между собой.
В зависимости от времени начала творческой деятельности можно выделить «старших» и «младших» художников. «Старшие» успели поучаствовать в объединениях и выставках, но уже с конца 20-х годов их стали подвергать жесткой критике за «живопись, глубоко субъективно и индивидуалистически преломляющую внешний мир», за «реакционно-упадническую работу», за «крайний индивидуализм», от которого «несёт мистическим бредом», за формализм и «придумывание».
Результатом для некоторых стало исключение из МОССХа, перевод в кандидаты, или просто отказ в приеме в Союз художников и, как следствие, невозможность участвовать в профессиональной художественной жизни: получать заказы и контрактации. «Младшие» художники начали активно работать в начале 30-х годов. Из-за схлопывания пространства свободы, из-за банальной невозможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях, они были вынуждены заниматься станковой живописью «в стол». На жизнь художники зарабатывали монументальной живописью, оформлением зданий и улиц, преподаванием, иллюстрацией книг и журналов, созданием декораций к спектаклям, росписью тканей, работой над детской игрушкой, ретушью.
Сегодняшнему зрителю, привыкшему к многоплановости и разнообразию визуального языка, достаточно просто определить несоветскость античных и религиозных сюжетов и выразительный живописный язык Антона Чиркова и Ивана Свешникова, узнать влияние или цитирование Ван Гога, экспрессионизм Бориса Голополосова, Александра Глускина, Романа Семашкевича, Антона Чиркова, удивиться отсылкам к «новой вещественности» у Марии Ильф-Тарасенко, провести параллели между академизмом Сергея Эйгеса и Михаила Ранкова и живописью итальянского и голландского Ренессанса, но гораздо сложнее понять в чем именно «художественный формализм» и «мелкобуржуазность» Льва Аронова, Льва Зевина, Евы Левиной-Розенгольц, Сергея Маркина, Николая Прокошева и других художников. Взгляд внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения, – делало такое искусство малопригодным для «изофронта».
На выставке тема женского творчества не выделена специально, но интересующийся зритель обратит внимание на не получивших профессионального образования Марию Владимирову, Марию Ильф-Тарасенко и Лидию Хромову, не участвовавших в официальной художественной жизни в 1930-40-е годы Лидию Агалакову, Татьяну Козулину, Еву Левину-Розенгольц, Надежду Свешникову, которые занимались творчеством, стремясь к высокому уровню пластического и образного решения.
Выставка – дань памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001) – историка искусства, исследователя, внесшей неоценимый вклад в изучение отечественного изобразительного искусства 1920-х – 1930х- годов, возвращение целого поколения художников из забвения.
Выставка организована группой наследников московских художников «Плеяда» в сотрудничестве с Галеев-Галереей и Государственным Музеем Архитектуры им. Щусева. Мы выражаем признательность всем наследникам и частным коллекционерам, предоставившим живописные и графические работы художников, многие из которых будут показаны впервые или после тридцатилетнего перерыва – эпохальной выставки «Московские художники. 20 – 30-е годы», впервые представившей современному зрителю широкую панораму художественной жизни в Москве в послереволюционные десятилетия.
Проект был инициирован 1-ой Кураторской школой, организованной Еврейским музеем и Центром толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда.