Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

журнал "Среди коллекционеров" №1(10)2013
 
Маг безупречно вырезанных линий.
 
Альбом ксилографий «Петербург. Руины и Возрождение» Павла Александровича Шиллинговского (1881-1942), изданный в Петербурге в 1923 году, – ныне вожделенный раритет для знатоков-собирателей. Это коллекционное (всего 500 экземпляров) издание. Работа над ним была знаковым этапом в жизни мастера. Сорокалетний художник в тяжёлые 1920-1921 гг. оказался без работы, и утешением в испытаниях стал любимый Петербург. Целыми днями он ходил по разрушенному, искалеченному городу и рисовал Неву, имперские набережные, ростральные колонны, поросшие бурьяном, разбитые дома с пустыми окнами. Особым вниманием мастера отмечен квартал между 17 и 18 линиями Васильевского острова, т.н. «Васина деревня». Рисунки выполнялись простым карандашом, акварелью и тушью. Точно выверенные силуэты дворцов, колонн, шпилей и куполов, словно одухотворённые свидетели, с ужасом и болью взирают на революцию и её последствия. Эти магические композиции, полные любви и страдания, зимой, в декабре 2012-январе 2013 гг. впервые можно было увидеть в Москве. «Галеев-Галерея» представила их на монографической выставке творчества П.А.Шиллинговского. Экспозиция сформирована на основе собрания П.Е.Корнилова (1896-1981), известного ленинградского коллекционера, музейного работника, автора многих трудов по истории искусства ХХ века, ближайшего друга Павла Александровича. Негативная оценка петербургских ксилографий советским изо-критиком А.Фёдоровым-Давыдовым в полной мере характеризует самобытность Шиллинговского: «Вдруг чувствуешь, что за всем этим мастерством нет личности самого мастера как человека своего времени. Это – безнадёжный ретроспективизм, более относящийся к немецкой гравюре времён Дюрера и Кранаха, к голландским офортам... Это даже и не Петербург Лансере, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и т. д., это старше самого Петербурга». Действительно, художественный метод Шиллинговского точно и последовательно выстроен на высочайших достижениях гравюры Возрождения. Обучаясь в мастерской знаменитого Василия Васильевича Матэ, Шиллинговский специализировался на офорте, овладевая техникой, он выполнял обязательные академические штудии, изображения натурщиков, гравировал архитектурные виды, делал копии произведений с Рембрандта и Ван Дейка. Обучению у Матэ предшествовал уже полученный к этому времени диплом живописца в той же Академии художеств. По воспоминаниям П. Корнилова, Шиллинговский говорил: «Чтобы быть хорошим гравёром, надо заниматься живописью», и действительно сам прекрасно владел живописной техникой, тому свидетельство его картины маслом на выставке в «Галеев-Галерее». Он любил писать пейзажи с натуры, особенно впечатляли посетителей сочные по цвету кавказские сюжеты: «У источника» (1920-е гг.), «Кахетия» (1935 г.). В последний раз он смог поработать на пленэре летом 1940-го, в Васильсурске. Но главным делом жизни стала графика: станковый рисунок, офорт, резцовая гравюра и ксилография, книжная иллюстрация. Он создал собственный – изысканный, сдержанный, но глубинно наполненный сильными эмоциями стиль. Ему присущи особая тонкость и тщательность штриха, даже в крохотных – с ладонь вещах – можно под лупой рассмотреть тонкий ход резца. Поразительны, полны глубокого психологизма произведения «Автопортрет», «Портрет жены», «Голова старика», созданные в 1910-е годы. Его листы библейского цикла – одни из самых грандиозных по размеру гравюр: по композиционной многоплановости и отточенной технике они близки к классическим образцам Ренессанса и барокко. Известный коллекционер и историк искусства А. Сидоров написал замечательный акростих, в котором в длинную фамилию мастера вместил все редкостные качества его искусства, а две последние строки стали крылатыми: «Озарена судьба твоя отныне – Маг безупречно вырезанных линий – Увенчан нимбом красоты!»Павел Александрович сумел, преодолевая различные советские переустройства художественного образования, создать и вести многие годы мастерскую графики в Академии художеств. 
Назаревская Надежда
 


Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50


SpyLOG