Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

29.01.2007

Материал опубликован в "Газете" №16 от 2007-01-30г.
 
Органичная дисгармония

Галерист Ильдар Галеев продолжает знакомить московскую публику с ленинградским (санкт-петербургским) искусством разных десятилетий ХХ века. Очередной небанальной находкой стала печатная графика Герты Неменовой.

Автолитографии развешаны по периметру галереи неровно, поверх сплетающихся в густой орнаментальный рисунок подлинных ветвей, которые на белых стенах смотрятся более графично и контрастно, чем темные линии в печатных листах ленинградской художницы. Но, преодолев плакатное воплощение дизайнерской идеи, понимаешь, что суть ее заключалась в том, чтобы подчеркнуть органику происхождения неменовской графики, произрастающей из примет реального мира.

Герта Неменова (1905-1986) родилась в семье врача. В первой половине 1920-х годов училась во Вхутеине в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина. Среди ее педагогов был также Павел Филонов. В 1923 году Неменова начала участвовать в ленинградских выставках, к концу десятилетия сблизилась с «Кругом художников». Благодаря рекомендации наркома просвещения Анатолия Луначарского осенью 1929 года Неменова продолжила учебу в Париже. Она познакомилась и общалась не только с Александром Бенуа и Сергеем Чехониным, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, но и с Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Школу последнего на Монпарнасе Неменова даже посещала в течение полугода - до начала своей работы в компании Citroen в качестве художника рекламного дела.

Увлечение печатной графикой пришло в 1930-е годы, уже после возвращения в родной город. В 1936-м художница работала над серией литографий к «Манон Леско» Прево, и книгу издали с ее полностраничными иллюстрациями. Неменова и впоследствии художественно переосмысляла произведения литературы. Например, «Истинный рай» Олдингтона вышел из печати с воспроизведениями ее тушевых рисунков. Попав в ленинградскую экспериментальную литографскую мастерскую под руководством знаменитого Николая Тырсы, Герта Михайловна сосредоточилась на самодостаточной станковой автолитографии. Жанр, в котором Неменова особенно преуспела, - портреты. «Поклонники и знатоки таланта Неменовой сходятся на том, что серия ее портретов выдающихся землян ломает привычную иконографию, наполняя ее новым содержанием редкой взрывной силы, - рассказывает автор выставки Ильдар Галеев. - Лица приобретают знак ликов, символов дисгармоничной эпохи, объятой противоборствами и атональными конструкциями. При этом проблема анатомического сходства и узнаваемости в работах этой серии литографий решается легко и эффективно: Федор Достоевский с бездонными квадратными глазницами, затравленный и оттого немного бесноватый Александр Грин, гедонистический Оскар Уайльд, утонченный Леонид Енгибаров…» Многие из этих портретов попали в нынешнюю московскую экспозицию ленинградской художницы.

 

СЕРГЕЙ САФОНОВ



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50