Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

Эссе о коллекционерстве

/для журнала "НОМИ", 2007 г./

     На Кавказе есть такая игра, называется нарды. Каждый год все свои школьные летние каникулы я совершенствовался в этом занятии в старых бакинских дворах (их можно увидеть в фильмах Параджанова), где проживала моя бабушка. Я почему-то вспомнил об этом, когда начал копаться в себе, когда же у меня все это началось. Некоторые называют это страстью, подразумевая оттенок пагубности. Это правда, что игра затягивает тебя всего, до остатка, но если голова на плечах имеется, то не придется униженно просить переигровки. Смысл ее в том, что каждый играющий пытается максимально занять все пустые места игрового поля, и таким образом дать минимум шансов противнику перехватить пустующую нишу. Заполняя собой пространство ты постепенно движешься вперед, и каждый шаг этого движения по ячейкам чем скученнее, тем надежнее. Потом, когда на заключительном этапе начинаешь сбрасывать свои пешки, собранные в один кулак, испытываешь облегчение, что ты это успел сделать раньше соперника. Коллекционирование – это те же нарды. Начинается все с того, что к предмету, которым владеешь, ты начинаешь подбирать уже другой, почти такой же, но отличающийся совсем немного от первого. Потом еще и еще, главное – соблюдать родовые и видовые признаки. Когда у тебя предметов набирается несколько – это коллекция, и тогда наступает, как говорил старик Бодрийар – триумф дискурса бессознательного. Ты должен обслуживать свою коллекцию, быть у нее на побегушках, стремительно перемещаться во времени и в пространстве, с тем, чтобы ее расширить. А коллекция – это живой организм, – она растет, и пожирает все то, что у тебя припасено на черный день, не считаясь ни с семьей, ни с друзьями, которые начинают тебя чураться, как недоделанного. А ты между тем двигаешь свои пешки по полю, от ячейки к ячейке, потому что понимаешь, что если это не сделаешь сейчас ты, через мгновение это сделает твой визави.

     Моя коллекция довоенной ленинградской школы – одна из лучших в стране. Наверное я мог бы получить за это какой-нибудь орден, если бы у нас частных собирателей не считали за паразитов на шее народной. Коллекционирование – это профессия чернокнижников: свои приметы, свои заморочки. И все во славу его величества Предмета, которого тебе не хватает в Коллекции. Если задуматься, кому они нужны – эстетические ценности давно минувшей эпохи? Может только какой-нибудь кучке таких же сдвинутых по фазе. Уверяю вас, музеям все это абсолютно до лампочки, они сыты по горло искусством. Каждый божий день, проклиная всё и вся, за 300 долларов в месяц охранять в тиши кабинетов покой каких-нибудь Добужинских или Филоновых, - невольно возненавидишь все, чему тебя учили в советской школе. Недаром говорят, что музеи – кладбища искусства. Другое дело, когда ты, откапывая совершенно неведомое, конечно, лучше уже музеефицированное, но не это главное, чувствуешь себя вправе поставить на эту пустую ячейку свою пешку. Я стремлюсь утверждать свои приоритеты на открытия имен в искусстве первой трети века. Альбомы, выпущенные как сопровождения к выставкам Н.Лапшина, А.Успенского, Н.Тырсы, В.Гринберга, Г.Эфроса и еще дюжины других имен, - то , что сделано за последние 5-6 лет, - единственные в своем роде. Несколько десятилетий лучшие умы искусствознания говорили об этих художниках только в превосходных степенях, но никогда результат не был доведен до конца. Мы не можем говорить о значительности открытия того или иного мастера, если у него элементарно нет альбома с его репродукциями, не говоря уже о публичном показе его работ. Для меня важен не рыночный аспект того, что собираю. Лондонские рекорды весьма далеки от моих приоритетов, мне абсолютно неинтересно то, чему начинают следовать как моде. Моду нужно создавать самому, воздавая должное тем, кто и не рассчитывал на аплодисменты и цветы. Вот еще одна каверза сугубо российского происхождения: «художники первого и второго ряда». Глупость величайшая. Задайте вопрос куратору Королевской Академии в Лондоне на выставке: «какого ряда в рейтинге художник у вас тут представлен?» Не так давно один журналист что-то подобное написал: «Галеев-Галерея» занимается репрезентацией художников второго ряда. Я бы добавил, и десятого тоже. Я как-то всегда в университетских аудиториях предпочитал сидеть на последнем ряду.

Ильдар Галеев

 



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50