Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

2007 год: 24 января - 11 марта

Герта Неменова (1905 – 1986)

"АВТОЛИТОГРАФИИ (1930-1970-е)".

     В толкованиях истории русского изобразительного искусства ХХ века невозможно не принимать во внимание существование двух самостоятельных школ, имеющих важные отличительные признаки и своих выдающихся представителей. Речь идет о так называемых «московской» и «ленинградской» школах. Нельзя сказать, что они по характеру локальны и замкнуты, - шло повсеместное «перекрестное опыление» идеями и концепциями, но всегда было особенно важно, где носитель этих идей обучался, в Москве или Ленинграде, кто его «гуру», сформировавший образ мышления, в чей круг единомышленников он входил.

     Биполярность художественных устремлений существовала на фоне вечного и глобального спора о главенстве одной из двух столиц: древней, но в 1920-е ставшей динамичной, Москвы и совсем еще младенца, но резко дряхлеющего, Петербурга (Петрограда, Ленинграда). Многие представители художественной культуры стали жертвами такого безраздельного господства сепаратизма. В их числе и наша героиня – Герта Неменова.

      В Москве ее не знают (или знают единицы, которым положено это знать), в Петербурге – она культовая фигура. Парадоксально: полная неизвестность в одном русском городе и обожание и почитание в другом.

 БИОГРАФИЯ: Герта Неменова (1905 – 1986)

Герта Михайловна родилась в 1905 году в Берлине, в семье выдающегося ученого. В 1918 году Михаил Исаевич Неменов (1880 – 1950) основал в Петрограде Институт Рентгенологии и радиологии. Брат Неменовой, Леонид Михайлович (1905-1980), также позднее стал одной из ключевых фигур в советской науке: физик, академик, в составе сотрудников И.В.Курчатова участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы, за что был награжден Сталинской Премией 1953 г.

В 1922 г. Герта поступает на обучение в ленинградский ВХУТЕИН, в мастерскую К.С.Петрова-Водкина. Это неспокойное время нашло яркое отражение в мемуарах ее будущего мужа - художника Валентина Курдова. Вместе они посещают школу Филонова - Мастера Аналитического Искусства.

Среди сверстников Герта не затерялась благодаря своему обаянию и редкой художественной одаренности. В возрасте 18 лет она приняла участие в «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923» в залах Академии Художеств, самой эпохальной после Революции, актуализировавшей на ближайшее время авангардные эксперименты. К cередине 1920-х годов в Ленинграде статусом enfant terrible пользовались молодые художники, объединившиеся в группу «Круг Художников». В их числе были Пакулин, Траугот, Русаков, Купервассер, Емельянов и другие. К ним же присоединилась и Герта, которая участвовала вместе с ними в 3-ей Выставке в 1929 году.

1929 год – это год водораздела между Гертой юной и Гертой, «инфицированной» на долгие годы вперед «французской» культурой, парижским художественным пространством. По рекомендации друга семьи - Луначарского она была направлена для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении М.П.Кристи, директора Третьяковской Галереи. В Париже произошло сближение с представителями русской художественной колонии: А.Бенуа, С.Чехониным, а также М.Ларионовым и Н.Гончаровой, которые взяли Неменову под свое покровительство. Им она обязана своему знакомству с представителями парижской культурной элиты: Пикассо, Марке, Леже, школу которого Academie Moderne на Монпарнасе она посещала, по окончании получив диплом художника рекламного дела. Это дало ей возможность поработать некоторое время в компании автомобильного магната Ситроена. Общение с выдающимися мастерами добавило уверенности Герте, она принимала участие в нескольких выставках: «Осеннего Салона» и “Surindependants” («Сверхнезависимых»), в последней из которых Неменова представила пять живописных холстов. Одна из этих работ – «Балерина» (привезенная из Ленинграда) - была замечена местной публикой.

По возвращении на родину Герта особенно интенсивно работала как живописец, однако становилось понятно, что в советской стране искусство с «французским» акцентом было не то, что несвоевременным, но и в какой-то мере опасным. Начались повсеместные гонения на «формалистов», «неприсоединившихся», избегающих поголовной унификации мастеров.

В это время прибежищем для «французов» (таких как Тырса, Лебедев, Успенский, Лапшин) была Литографская Экспериментальная графическая Мастерская при Ленинградском Союзе Художников. Неменова в 1936 году стала работать в графике, ее первая серия иллюстраций – к роману аббата Прево «Манон Леско» - была принята к печати, книга вышла в свет массовым тиражом. В 1939 году успех также ей сопутствовал с иллюстрациями к роману Р.Олдингтона «Истинный рай».

В начале войны Герте и ее маленькому сыну – Саше Курдову удалось эвакуироваться из блокадного Ленинграда в Казань, где она проработала до 1944 года в качестве художника-оформителя в местном драматическом театре. Две постановки – по Карло Гольдони «Слуга двух господ» и по пьесе Островского «Горячее сердце», Герта Михайловна оформила совместно со знаменитым «бубнововалетовцем» Осмеркиным.

После войны Неменовой жилось непросто. Расставшись с Валентином Курдовым, она замкнулась в своем мире переживаний и рефлексий. Все современное ей искусство измерялось по самому высокому ранжиру, – что бы на это сказали Ларионов и Гончарова. И хотя она практически перестала участвовать в выставках и иных заказных программах, Герта всегда была окружена поклонниками - молодыми художниками и поэтами, признававшими за ней первенство во многих суждениях и спорах. В их числе были и те, кто впоследствии стал лицом ленинградской альтернативной культуры: Михнов-Войтенко, Эрль, Богданов, Козырев, Кузьминский, Хвостенко. Герта Михайловна сумела привлечь к себе пристальное внимание своим незаурядным творчеством. В 1950-70-е годы ею созданы портреты в технике автолитографии многих выдающихся деятелей литературы и искусства: Достоевского, Гоголя, Марсо, Кафки, Блока, Чаплина, Уайльда, Ахматовой, театральные и цирковые серии, городские ленинградские мотивы.

В 1960 году в Ленинград приехал Эрик Эсторик, лондонский маршан, владелец одного из лучших собраний итальянских футуристов. Восхищенный качеством и своеобразием листов ленинградских графиков, в следующем году он устроил показ коллекции в своей Grosvenor Gallery в Лондоне, а позднее и в Нью-Йорке. На афише, а также в рецензии «Таймс» был напечатан неменовский «Гоголь». С выставки этот же портрет был закуплен в МОМА (Музей Современного Искусства в Нью-Йорке).

В 1986 году Герта Неменова скончалась в своей комнате в коммунальной квартире на Большом проспекте Петроградской стороны Ленинграда, города, которому она поклонялась, и который ее боготворил.

 КАТАЛОГ

 

 



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50


SpyLOG